Киевский театр «Актер», который и после смерти его основателя продолжают называть «Театр Валентина Шестопалова», в своей деятельности держит главную линию — исследовать актерское творчество. В каждом спектакле каждая актерская работа — в фокусе скрупулезного внимания, как будто под увеличительным стеклом. Не изменяет принципу существования «Актера» и последняя премьера — спектакль «Игрушка для мамы» по пьесе «Ты никогда не каталась на верблюде?» Альдо Николаи в постановке Григория Зискина.
В этой камерной работе на трех исполнительниц поднимаются глобальные темы. Случай из жизни одной современной итальянской семьи становится обобщением картины человеческих отношений. Живет мать, сеньора Ольга с дочерью Эльзой. Соседка Айрис, как будто член их семьи, пытается быть эмоциональным буфером в отношениях между матерью и дочерью. А они весьма непростые... Три одинокие женщины «замурованы» в своем печальном состоянии. Они стремятся достичь взаимопонимания, но как ежики, которые прижимаются друг к другу, только ранят себя острыми иглами.
Каждая из ролей в спектакле бенефисная. Самый яркий бенефис у Анны Варпаховской в роли матери. Она с шармом играет привлекательную женщину почтенного возраста. Но это не ласковая и добросердечная бабушка, в своем эгоизме Ольга-Варпаховская достигает высот жестокости по отношению к дочери. Она скучает в одиночестве и делает себе игрушкой жизнь дочери, шантажируя преданного ребенка экстравагантным поведением. Варпаховская умело балансирует на грани комедии, замечания и насмешки матери довольно юмористичны, но каким грубым и немилосердным способом она отыгрывается на родном человеке.
В комедийности с Анной Варпаховской соревнуется и Ирина Калашникова в роли соседки Айрис. Неуклюжая старая дева в чудаковатых шляпках все время пересказывает телесериалы, живет не собственной жизнью, а переживаниями вымышленных персонажей. Айрис-Калашникова добрая и беспомощная, актрисе удается в смешном образе найти черты трагической стойкости перед строгостью и неблагосклонностью судьбы.
Самой нормальной в этом странном женском треугольнике выдается Эльза в исполнении Ларисы Руснак. Печать одиночества, кажется, вчеканилась в ее внешность. Скромная, покорная, она кладет собственную жизнь на алтарь служения матери. Выслушивает неприятности, не выражая обид, терпеливо несет свой крест. И прекрасна в отказе противодействию жестокости матери. Но Эльза-Руснак мечтает вырваться из этого круга одиночества, избавиться от материнского шантажа. Она встречает любовь, о которой, разумеется, не может, да и не хочет рассказывать матери. Актриса играет чудо перевоплощения. Из серой невзрачной мышки она превращается в красавицу. Одежда, прическа, сияющие глаза — и перед зрителем подтверждение того, как чувства могут изменить женщину.
Неожиданно на первый план выходит тема, чрезвычайно созвучная времени. Любимый Эльзы — араб и политэмигрант. Интрига раскручивается быстро и безжалостно. Мать, хитростью выведав место, где дочь прячет любимого, звонит в полицию...
Драматург ставит вопрос, на который непросто найти ответ. Особенно теперь. Так ли страшно «сдать» власти потенциального террориста? Но ведь это невероятное коварство матери по отношению к дочери, это крах ее жизни!.. Автор пьесы и творцы спектакля утверждают: победить должна вселенская, глобальная человечность. Сценографический акцент спектакля — картины с изображением фрагментов иконостаса. Метафора фона, на котором происходят все ужасы мира. Образы Христа и Божьей Матери — тот свет, на который нужно идти. Да, это может быть выход, но куда катится этот мир, в котором возможны такие отношения между самыми родными людьми?