Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В начале карьеры Имре Кальман презирал оперетту

2 ноября, 2007 - 00:00

Исполнилось 125 лет со дня рождения знаменитого композитора, написавшего множество прекрасных произведений в жанре оперетты, — жанре, оказавшем большое влияние на становление столь популярного сегодня мюзикла.

В детстве Имре Кальман хотел стать портным, потом учился на юриста. Был период, когда он пробовал стать музыкальным критиком, но всемирную известность получил как мастер оперетты. Он создал так называемый стиль неовенской оперетты, для которой характерно использование остродраматических коллизий. Так, в «Фиалке Монмартра» использован сюжет «Богемы» Мюрже, положенный и в основу одноименной оперы Пуччини, а содержание «Сильвы» является, в сущности, парафразом «Травиаты» Верди, но только с благополучной развязкой. Несмотря на острые коллизии, искусство Кальмана празднично, нарядно и оптимистично. Оно отличается щедростью мелодики, высоким профессионализмом, четкой и убедительной драматургией.

Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в деревне Шиофок на озере Балатон (знаменитый курорт в Венгрии). Вначале семья будущего композитора была довольно зажиточной (имела кухарку и прислугу), но когда отец обанкротился, им пришлось переехать в Будапешт. Именно в эти годы в мальчике проснулась страсть к музыке. Он мечтает стать пианистом-виртуозом. Кальман учится в гимназии, затем на юридическом факультете университета и параллельно в Будапештской музыкальной академии. Он сам зарабатывает деньги на занятия музыкой и покупает старенький рояль. Будапештская музыкальная академия отмечает молодого музыканта премиями, в это время с успехом исполняется его скерцо «Сатурналия» и симфоническая поэма «Андре и Иоганна».

Продолжая свои юридические занятия, молодой Кальман с 1904 по 1908 годы работал музыкальным критиком в одной из будапештских газет, а также много сочинял. К этому времени относятся его первые профессиональные композиторские опыты. Но увлечение чисто симфонической музыкой не принесло молодому автору успеха. Как-то после очередного провала он со смехом воскликнул: «Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг: возьму да и сочиню оперетту!»

К жанру оперетты в то время Кальман относился свысока (и даже потом пытался «осерьезнить» оперетту), боготворил Шумана и Чайковского. Но тут как раз состоялась премьера оперетты Легара «Веселая вдова», потрясшая Кальмана и вдохновившая его на сочинение опереточной музыки. И если у Имре Кальмана и оставались сомнения, кем быть — композитором или юристом, «серьезным» симфонистом или сочинителем «легкой музыки», то теперь их уже не существовало.

К 1908 году относится появление первой оперетты Кальмана «Осенние маневры». В это же время композитор переезжает в Вену, где живет до 1938 года. В Вене появляются наиболее известные его оперетты — «Цыган-премьер», «Королева чардаша» («Сильва»), «Фея карнавала», «Голландочка», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Герцогиня из Чикаго», «Фиалка Монмартра», «Дьявольский наездник». «Императрица Жозефина», «Маринка», «Аризонская леди» увидели свет рампы уже за пределами Австрии.

Огромный успех приходит к Кальману в 1915 году, после премьеры «Королевы чардаша» («Сильва»). Впервые она была поставлена в Вене под названием «Княгиня чардаша». Последующие годы утверждают за композитором славу одного из первых в своем жанре. Музой маэстро стала молодая русская актриса Вера Макинская, которая, несмотря на разницу в возрасте (тридцать лет), стала женой Кальмана. Именно ей композитор посвятил свою «Фиалку Монмартра». С Верой Имре познал радость отцовства: молодая жена подарила ему сына и двух дочерей...

В начале 30-х композитор провел большое турне по Швеции. В 1934 году он становится кавалером французского ордена Почетного легиона. В расцвете успех, слава. Но после аншлюса, когда маэстро отказался от предложения стать «почетным арийцем», Кальман был вынужден эмигрировать. Его не спасло даже то, что он был одним из любимых композиторов Гитлера. А после отъезда Имре Кальмана его произведения запретили исполнять в нацистской Германии. Спасаясь от фашистов, он уехал вначале в Цюрих, а затем в Париж, где жил до 1940 года. Когда и до Франции докатилась фашистская волна, Имре Кальман эмигрировал в Америку. Но жизнь на чужбине очень тяготила композитора. За годы пребывания в США он написал лишь одну оперетту — «Маринка». Его последнее произведение — «Аризонская леди» (1953 г.), которое композитор создает уже в Париже, куда возвращается из эмиграции.

В последние годы жизни композитор сильно болел. Его разбил паралич (одна половина лица была полностью парализована — он не мог говорить, еле волочил ноги). Кальман умер в Париже 30 октября 1953 года.

Имре Кальман оставил большое творческое наследие потомкам: двадцать оперетт, сочинения для симфонического оркестра, инструментальные пьесы, романсы, вокальные циклы, а также статьи и рецензии.

По материалам интернета подготовила Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ