Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В открытом космосе

20 декабря отметит свое 80-летие Валерий Шептекита — корифей и один из артистов-первопроходцев Киевского Молодого театра
17 декабря, 2020 - 09:58
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МОЛОДЫМ ТЕАТРОМ

По этому случаю будет показан спектакль «Кайдаши», где юбиляр играет главную роль. Кстати, у этого спектакля также юбилей — он был поставлен ровно 20 лет назад, и в воскресенье его будут играть уже 251-й раз — с неизменным Шептекитой в образе Омелька (на фото)!

Если человек хоть раз в жизни выходил на сцену, хотя бы в массовке, он, безусловно, помнит то ни с чем не сравнимое волнующее ощущение — когда тебе кажется, что весь зал и даже весь мир сейчас смотрит именно на тебя, тебя одного! И ты цепенеешь под этим взглядом тысяч глаз, которые ждут от тебя чего-то особенного. Это, пожалуй, можно сравнить только с выходом в открытый космос, где ты оказываешься беззащитно-одинок в безграничном пустом пространстве.

Затем, когда такой человек становится профессиональным актером, он получает определенный опыт, приучается экономить и уравновешивать свои эмоции, чтобы лишний раз не волноваться хотя бы в массовке, где не стоит питать иллюзий, якобы к тебе кто-то присматривается.

С тех пор, как Валерий Иванович Шептекита впервые вышел на сцену, прошло уже более 60 лет. Но, кажется, за это время он так и не научился успокаивать в себе то, по сути, детское ощущение — что ты, выходя на сцену, оказываешься в центре мира. Наоборот — Шептекита удивительно развил в себе это обманчивое ощущение и сделал его искусством.

Чтобы в этом убедиться — стоит посмотреть спектакль «Кайдаши». Он здесь, как говорится, в главной роли. Ну и утешайся тем — разве тебе мало хлопот? Нет, Шептеките — мало.  Перед премьерой он написал целую небольшую поэму «Кайдаши», строки оттуда потом охотно цитировали рецензенты.  В той поэме микромир Кайдашевой семейки вмонтирован в глобальное измерение, от Японии и Китая — до Днепра, Дуная и дальше.

Якась химерна мішанина

літер —

Немов летів і раптом

вщухнув вітер,

Зашпортавшись в піддашші

у соломі,

Занісши зерна досі невідомі

У чорнозем — тутешній

грунт родючий,

І зав’язалося, вкорінилось

болюче,

І проросло до  сонця й під дощі

Рослиння дивне людське —

Кайдаші...

Он в этой поэме — и режиссер, и художник, и композитор, и рецензент, филолог и философ, и даже, если можно такое представить — артист-зритель, который смотрит на самого себя со стороны.

О другом актере в таком случае можно было бы сказать, что он законченный эгоцентрист и слишком много берет на себя. О другом — только не о Шептеките. Он, собственно, всегда такой. Он, например, любит на репетициях тихонько рисовать своего персонажа, каким его видит (тут целая коллекция ролей, сыгранных и несыгранных. Возможно, своего Кайдаша он также рисовал, и не раз, в разных ипостасях. Потому пластика этой роли неуловимо-переменная. Он то беззаботно катится по сцене туда-сюда, словно живое серебро. То так похож на заспанного домового. А то даже — старого орангутанга. Но одновременно похож и на Бога-отца в простонародном представлении. Однако это пластическое разнообразие таки складывается в нечто целое — в мерцающий образ праотца Ноя, изображенного будто не одним, а несколькими мастерами-художниками прошлых веков.

И еще кое-что есть в этом Кайдаше-Шептеките — он единственный в этом спектакле, существует не в пространстве бытовой драмы, а как бы в руинах какой-то странной оперы, где яркое преувеличение жеста имеет естественный и привлекательный вид. И те его напевы («Якби мені не тиночки...»), и весь музыкальный лад голосоведения — такой, что его можно слушать (и видеть!) даже с закрытыми глазами.  Возможно, так было в старинном театре корифеев, где не делали различия между оперой и драмой.

И напоследок: в роли Кайдаша (как, собственно, и в любой другой, даже крохотной роли) Валерий Шептекита обладает секретом появления на сцене — он появляется перед вами каждый раз так, будто хитрый фокусник, в глазах которого светится обещание чуда, а из его шляпы сейчас вылетит голубь, а может, даже зеленый птеродактиль.

20 декабря Шептекита снова сделает это — 251-й раз. Ни пуха ни пера! Из росы и воды Вам, Валерий Иванович!

СПРАВКА «Дня»

Валерий Шептекита родился 20 декабря 1940 г. в г. Тлумачи на Ивано-Франковщине.  Впоследствии семья переехала в Ахтырку Сумской области. Там парень окончил школу.  Сейчас на сайте Ахтырского горсовета Шептекита числится уроженцем этого города, наряду с Багряным и Чечвянским.

• 1958 год — после окончания школы начал работать токарем на Ахтырском заводе «Промсвязь», там же играл в народном театре (в частности, в опере Аркаса «Катерина» пел партию Ивана Москаля).

• 1961 — приглашен в студию Сумского театра им.  Щепкина, одновременно играл на сцене этого театра.

• 1963 — имея за плечами 27 ролей, поступил в Киевский театральный институт.

• 1967 — после окончания института приглашен в облдрамтеатр в Киеве. Далее служил на сценах Донецка, Черновцов, Львова (театр им. Заньковецкой).

• 1979 год — стал актером только что созданного Киевского Молодежного (ныне Молодого) театра, где работает и поныне.

• 2006 год — получил звание Народного артиста Украины.

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ