Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В поисках Хайзека

Львовский театр им. М. Заньковецкой играет... Киев
26 апреля, 2006 - 18:52
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ / ФОТО ТАРАСА ВАЛЬКО

Рассуждая над специфическими особенностями спектаклей еврейской тематики, приходишь к выводу: еврейская тема постепенно приобретает популярность и признание. Скажем, за последний год в театрах нашей столицы появилось два премьерных спектакля: «В Киеве, на Подоле» (театр «Колесо», режиссер Владимир Петранюк) и моноспектакль Михаила Конечного «Портной с Подола» (Молодой театр). Своеобразным просмотром премьер и постановок текущего репертуара еврейских театров может служить и Международный фестиваль театрального искусства «Странствующие звезды», посвященный творчеству классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, который проходит в Киеве каждую осень.

Вместе с тем профессиональные театры достаточно осторожно «примеряются» и «присматриваются» к этому материалу: обе упомянутые выше киевские премьеры рассчитаны на малую сцену, то есть на тонкую интимность театрального пространства, которую диктует последняя (не считая двух уже классических постановок — «Тевье-Тевеля» Г. Горина по Шолом-Алейхему в Театре им. И. Франко и «Тойбеле и ее демона» Исцхака Башевис-Зингера в Русской драме им. Леси Украинки).

И вот недавно Львовский театр им. М. Заньковецкой совершил своеобразный «прорыв» не только с малого театрального пространства, поставив «Хелемских мудрецов» М. Гершензона на большой сцене славного театра.

Моисей Гершензон — знаковая фигура еврейского культурного возрождения на Украине 20—30-х годов. Оставив глубокий след в истории евреев не только нашего государства (его имя вписано в энциклопедии России и Израиля), прожив только 40 лет (выдающийся драматург, режиссер и актер трагически погиб в 1943 г.) Моисей Гершензон создал немного пьес (в основном комедий), ставших популярными во многих странах. Его народную комедию «Гершеле Острополер» ставили не только в Киеве, но и в провинции; его «Хелемских мудрецов» выпускники еврейского курса Киевского театрального института в свое время представили в Бухаресте на театральном фестивале, посвященном 120-летию первого идишистского театра, созданного Абрамом Гольдфаденом, — и успех был невероятным.

Такой же успех и заслуженное признание сопутствует спектаклю «Хелемские мудрецы», режиссер Вадим Сикорский. Лично мне он запомнился пронзительностью и надломом «Полета над гнездом кукушки», а оригинальная музыка Ивана Небесного к этому спектаклю (и не только к этому, а и к «Государственной измене», «Кровавой свадьбе» и другим) оказала бы честь и столичным спектаклям.

Относительно «Хелемских мудрецов». Помните анекдот советских времен про иностранца, вернувшегося домой из командировки в СССР, и его спрашивают про особенности жизненного уклада 1/6 земной суши, а он отвечает: «У них есть праздник Великого октября, который празднуется в ноябре». — «Ну и что?» — «И так у них все...» Так вот, одной из ключевых фраз представления была следующая: «Если мудрецы сушат головы, значит, это что-то значит». Мудрецы Хелема сушат головы, как предотвратить то, чтобы Хелем не стал городом дураков, потому что среди мудрого населения города есть один дурак по имени Хайзек (Олег Сикиринский), который отдал все свое имущество за отцовскую свирель. Следовательно, рассуждают мудрецы, его необходимо быстро женить с пожилой вдовой, которой уже все равно, а потом, чтобы он не успел «наплодить дураков», быстро развести — и тогда «Хелем останется Хелемом, таким, каким и был». И так у них все... Финалом причудливого плетения формально-логических цепей умозаключений является известное «хотели как лучше, а вышло как всегда»: женитьбу (настоящую, на всю жизнь!) Хайзека и красавицы Циреле (Александра Люта), благословляют как раз те светочи мудрости города Хелема — рабе Цодек (Орест Гарда), рабе Нусе (з. а. Украины Ярослав Мука) и рабе Зусе (Игорь Гаврилов), основной целью которых было препятствование этому браку. Однако мудрость их беспрекословна (здесь режиссер в след за автором тонко иронизирует, в частности, над схоластическим толкованием Тори), как и беспрекословна «инаковость» Хайзека-дурака, уступившего все наследство ради одной-единственной свирели. Нет — Хайзека-Далеко-Не-Дурака...

... Шестиконечная звезда, разбитая на два треугольника в форме песочных часов (художник-постановщик Мирон Киприян), подобно Млечному Пути над головами персонажей знаменитого «Тевье-Тевеля», застыла над жителями мудрого города Хелема. Из нее, будто из-за решетки, они выглядывают в прологе и эпилоге спектакля; под ней, как под Богом, они ищут спасения не ради себя — ради истины. И пусть они идут к ней такими запутанными дорогами, освещенными огоньками меноры; для них — и не только для героев «Хелемских мудрецов», главное не поиск, а результат. И они все- таки его найдут!

Эльвира ЗАГУРСКАЯ, специально для «Дня». Львов — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ