Этому спектаклю не везло из-за совпадения обстоятельств. Напомним, весной прошлого года «Ревизор» появился в репертуаре Театра юного зрителя на Липках (режиссер — Валентин Козьменко-Делинде, он также автор художественного и музыкального оформления). Центральным визуальным образом постановки является церковный иконостас (вместо икон — забитые досками или завешенные простынями пустые рамы, что напоминает двери центрального вокзала). Сценографически спектакль решен в стиле ХІХ в., однако осовременены места встреч героев: например, сцена приема членов правительства происходит в церкви, знакомство Хлестакова с Городничим и его подчиненными — в бильярдной (где шары — яблоки, а лунки — разинутые роты чиновников), свидание Хлестакова с женой и дочкой Городничего — в... бане (в которой герои друг друга хлещут березовыми вениками). Городничий в исполнении Максима Михайличенко — и царь, и Бог — держит всех героев, как будто в кулаке. Премьера состоялась с успехом, но через несколько показов спектакль исчез с афиши.
В «Ревизоре» Хлестаков приезжает в уездный городок из Санкт-Петербурга, а первый исполнитель этой роли Роман Лях наоборот — отбыл в город на Неве. А дублера у актера не было.
— Актер на роли — это определение характера персонажа через природу самого исполнителя, а в целом — решение всей постановки, — констатирует В. КОЗЬМЕНКО-ДЕЛИНДЕ. — Кроме того, актеры, не имеющие замены, больше закалены и собраны, ведь они чувствуют свою весомость в спектакле и ответственность перед коллективом. За многие годы своей режиссерской практики убедился, что главное уметь, как говорят инженеры, создать равноправную конструкцию. Это ансамбль: когда каждый — незаменимый, чувствует свою нишу — полет деятельности в спектакле. Это хорошо срабатывает, и зритель не наблюдает за конкретным актером (как будто за его бенефисом), а смотрит спектакль как исключительную историю...
По стечению обстоятельств, сыграв где-то три показа, Р. Лях покидает ТЮЗ, и режиссеру пришлось искать новую кандидатуру среди молодых актеров. На роль Хлестакова был утвержден Тарас Мельничук (до того ярко заявил себя в главной роли в спектакле «Сон»). Сыграв только раз, актер сильно заболел (сейчас Мельничук героически продолжает бороться с болезнью, а театр всячески поддерживает и ждет его возвращения).
И поиски опять возобновили, они затянулись, и уже был риск, что «Ревизор» может исчезнуть с театральной карты Киева, если бы не предложение художественного руководителя ТЮЗа Виктора Гирича пригласить молодого актера Национального театра им. И. Франко Дмитрия Ступку сыграть Хлестакова (кстати, в Театре на Липках он уже играл в спектакле «Месяц в деревне» — создал образ Беляева).
Интересно и то, что Дмитрий Ступка (выпускник актерского курса В. Козьменко-Делинде и Б. Ступки) «примерил» на себя роль Хлестакова еще в Университете им. Карпенко-Карого, поэтому для него это предложение не стало неожиданностью. А еще можно было бы утверждать, что этот персонаж (по автору — авантюрист и ловелас) очень соответствует натуре Дмитрия. Однако режиссер и актер предлагают другую трактовку этого героя: у него нет «бессмысленно-болезненной улыбки», он не аферист или нахлебник, не забулдыга или бабник, Хлестаков в их трактовке — это некая жертва обстоятельств.
— Мой Хлестаков — энергичный парень, — говорит Д. СТУПКА. — Он ехал домой, и с ним произошли необычные события. Попал в незнакомый город, а его перепутали с начальством из столицы и принимают как премьер-министра... Учитывая свой молодой возраст, Хлестаков просто входит в кураж и начинает играть в эту игру, которую затеяли-нафантазировали себе жители этого городка. И влюбился в Марию Антоновну он по-настоящему, однако знал, что их встреча — первая и последняя, ведь он не вернется: люди не смогут воспринять его как человека без титулованного звания...
В спектакле Козьменко-Делинде изображена не столько комичность, как драматичность ситуации, а черты Хлестакова можно найти в каждом из нас...
И хотя исполнение Дмитрия Ступки, учитывая первый премьерный показ, еще не было уверенным и согласованным на все 100, однако оно было созвучным постановке, придало ей бодрости и остроты «звучания».
Итак, «Ревизор» в Театре на Липках после паузы зажил новой жизнью. Следующие показы обновленного спектакля состоятся 10 и 30 марта.