Идеальный спектакль для семейного просмотра начинается тогда, когда и родителям не скучно, и дети в восторге. А еще после того как сегодня дети уже в 2 года знают систему домашних гаджетов, конкурировать с этим всем театр может, лишь если ребенка правильно приводят в театр родители. Вот как может 5-летний ребенок отнестись к спектаклю, если мама завела его в зал и объяснила: «У меня времени сидеть здесь нет, я ровно через час заберу тебя в фойе, никуда не выходи». И это в выходной день. Следовательно, театр для ребенка начинается с отношения родителей к театру!
Также всегда интересно, что детям 5+ более важно в театре — история или интерактив? Хорошая сценография или музыка? Или все вместе?
На пути к идеальному спектаклю для семейного просмотра оказался и сценограф-режиссер Богдан Полищук. Имея профессию сценографа, в последних года три Богдан поставил как режиссер по меньшей мере пять спектаклей. На этот раз он сделал остановку в Первом театре во Львове для поиска идеальной лисьей профессии. В основе спектакля пьеса «Лисенок, которому удалось» драматурга Галины Листвак, с которой Богдан работает уже в третий раз. По его заказу драматург написала пьесы: «Добытая страсть, или Подслушанные песни княжеского сада» (в соавторстве с О. Ренн, режиссерский дебют Богдана во Львовском театре им. Леся Курбаса, 2017 г.); «Android. Номер на твоей спине» (Киевский Малый театр, 2019 г.). В большинстве случаев Богдан сам придумывал историю, героев и просил драматурга максимально точно создать текст для будущих спектаклей. Композитором львовского спектакля стал Всеволод Сиренко, с которым Полищук также уже работал во время режиссерского дебюта.
«Лисенок, которому удалось» — это сказка о поиске своего пути в жизни. Несмотря на то, что Теодор, лис-папа (Андрей Селецкий) — скрипач, а Соломия, лиса-мама (Наталия Билан) — певица, и вообще они из знаменитой семьи Лысенко, Лисиков (фамилии такие известны, что говорят сами за себя), их Леся, лисенок (Анастасия Хавунка) не может ни играть, ни петь. Так и начинаются поиски идентификации через апробацию талантов.
Размах сцены позволяет заполнить пространство сказочным лисьим жилищем. Только, как и положено для романтики, живут они под мостом. Мост эпохи модерн переносит нас на столетие назад. Этакая нора лис-интеллигентов. Впрочем, чопорность и манерность этих ну очень светских лис нисколько не страдает. Модерновий мост, который опоясывает крыша их лисьей норы, такой красивый и эстетично подходящий, что среди ночи на него можно выйти для поиска вдохновения и поиграть на скрипке просто под огромной луной. А маленькая комнатка напоминает мемориальный музей то ли музыканта, то ли писателя с портретами на стене, с соответствующей атмосферой.
Итак, сценограф, который находится в режиссерских поисках, отправляет своих героев в эпоху модерную, соответствующего этикета, нарядов (костюмы выполнены с невероятной точностью и детализацией, вышивкой, пуговицами, перчатками), привычек, где даже тапер (Даниил Саенко, Игорь Петрица) на сцене играет на фортепиано, как будто вот-вот мы увидим немое кино. Впрочем, 100%-го переноса не происходит, это якобы сегодняшняя интеллигенция, которая просто где-то застряла между модерн и настоящим, этакая двойная реальность. Затяжные сцены без слов граничат с лисьим «звукорядом» или с театром теней под фортепиано и очаровывают эстетичной красотой. Перед нами разворачивается сказка в стиле киношного андерсоновского «Королевства полной луны» или еще ближе тематического «Бесподобного Мистера Фокса». Семейные привычки перерастают в настоящие ритуалы, где постановщик заставляет зрителя созерцать малейшие детали, словно покидает наше активное время и отмечает, что все кроется в них. При том, что в этом спектакле дети-зрители видят, как ведут себя родители в отсутствие детей, а родители-зрители имеют возможность наблюдать за детьми.
За длинными сценами чаепития мамы и папы, которые так декадансово смотрят друг на друга или так глубоко вдыхают воздух, кроется настоящая любовь и сочувствие к своему ребенку. Спектакль выполняет еще и образовательную функцию — детям показывают и дают услышать не только настоящее фортепиано или скрипку, а также цитру и колесную лиру!
Очень важным для этого спектакля было выдержать актерам отстраненный образ существования на сцене, ведь обычно исполнение сказочных героев предусматривает максимум эмоций и активности (киевским актерам в спектакле «Android. Номер на твоей спине» было немного легче удержать стиль игры). Также впечатление, что актеров очень напрягают лисьи маски, в которых приходится играть и петь. И главное, хочется пожелать всем творцам почувствовать финал, ведь финальная песня, которую исполняют все вместе вживую (как и все песни в спектакле) должен давать момент радости и озарения, что Лесе и удалось.