Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В поисках утраченного Дуная

блуждает трио австрийских музыкантов
10 сентября, 1998 - 00:00


Это каждый раз иное музыкальное открытие — через объединение мелосов и взаимные переходы происходит «реставрация потерянного рая», пространства без фобий, ненависти и геноцидов. Расчищенного музыкой пространства, где забываются мифы, и на глазах появляются легенды


С недавних пор нахожусь в самом эпицентре хорошей музыки. На фоне вездесущего эфирного поп-терроризма и почти официально навязываемой «блатоты» это кажется спасением.

Хорошо иметь друзей, иногда вспоминающих о тебе, хорошо изредка получать от них почтовые неожиданности. Имя нынешней — «Когелет 3». Так называется первый программный компакт-диск одноименного австрийского трио, с участниками которого я познакомился осенью 1996 года в Зальцбурге во время многолюдной литературно-художественной забавы с пивом и танцами.

Название «Когелет 3» является цитатой из Ветхого Завета. «Всему свое время и своя пора» — именно эта максима стала обобщающим лозунгом совместного пути троих музыкантов, решивших посвятить себя традиционным мелосам Центрально-Восточной Европы, но — сказано в аннотации — «перенесенным в сегодня». Перенесение состоит прежде всего в чрезвычайно живом, бесконечно чувственном и в то же время откровенно провокационном подходе к исполняемому материалу. Сверхзадачей группы было и остается объединение и примирение того, что до сих пор многим кажется застывшим в неразрешимом межэтническом противостоянии на этой сторастерзанной средиземноморско-балтийско-черноморской территории, в этом густо политом кровью и усыпанном пеплом цветнике народов, языков и песен.

По своему составу и характеру аранжировок трио напоминает уличные (в Галичине их называли «подвірковими») капеллы еще тех благословенных доэлектрических времен, когда музыка была живой и честно сопровождала человека во всех его призрачных и реальных драмах. Между тем ни один из музыкантов нисколько не напоминает этакую «памятку древности» или «антикварный обломок». Я счастлив, что живу с ними в одном времени. Что могу слушать эту музыку живьем.

Богдан Ганушевский (аккордеон, гитара, вокал), украинец по происхождению, родившийся в Америке и со временем переехавший в Австрию, утверждает, что особенно заинтересован синтезом нового и древнего в современной музыке восточноевропейских народов. Его жена Ева (вокал, альт-саксофон), австрийка со славянскими корнями, художница и автор нескольких десятков веселых и мудрых сказок, человек-перфоманс, стремится искать объединение и взаимопонимание там, где это кажется просто невозможным — не только живописи с музыкой, но и личности с обществом, театра с действительностью. Курт Эдльмайр (кларнет, вокал), по профессии преподаватель музыки, владелец «инструмента, умеющего говорить и плакать», способен непринужденно плыть в океане звуков — от щедро нюансированных всхлипываний американского джаза и до печальной цыганской или ближневосточной орнаментики.

Пластинка «Когелет 3» состоит из четырех тематических циклов — «Житейские танцы», «Житейские хлопоты», «Житейские молитвы» и «Житейская любовь». Это каждый раз иная версия человеческих историй, воссозданных через музыку, — историй цыганских, хасидских, гуцульских, уловленных с голоса какой-то умирающей колдуньи или найденных в унесенных ветрами частных библиотеках, историй о детях, птицах, Боге, о счастливой и несчастной любви, о танцующем раввине и зловещей лемковской «черной куре», историй, часто полусожженных или истлевших — из Румынии, Болгарии, Греции, Украины. Это каждый раз иное музыкальное открытие — через объединение мелосов и взаимные переходы происходит «реставрация потерянного рая», пространства без фобий, ненависти и геноцидов. Расчищенного музыкой пространства, где сбываются мифы и на глазах появляются легенды. Внутри этих легенд начинаешь чувствовать себя словно бы челном — ты посреди реки, она тебя несет, ее течение вечно. «Дунай» — именно так будет называться вторая пластинка «Когелета».

Юрий АНДРУХОВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ