Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В своем доме на острове Фере в возрасте 89 лет скончался один из величайших режиссеров ХХ века

31 июля, 2007 - 19:53

С момента выхода на экраны последнего фильма Ингмара Бергмана, получившего «Оскар», — «Фанни и Александр» — прошло ровно двадцать пять лет, целая маленькая жизнь. С тех пор он работал для телевидения, снимал документалки, продолжал ставить театральные пьесы, затем отошел и от этих занятий. Однако сегодня, когда стало известно, что режиссер Ингмар Бергман скончался, факт этот все равно вызывает растерянность.

Что можно сказать на смерть режиссера, который в значительной степени и был кинематографом ХХ века? Задается вопросом gazeta.ru.

Может быть, что свою судьбу он проживал одновременно с необыкновенной тщательностью и с той же рассеянностью. В интервью Бергман признавался, что ему трудно припомнить те или иные обстоятельства своей жизни, обычно для этого приходится восстановить творческую хронологию: это было, когда снимал «Земляничную поляну», это — когда работал над «Персоной». Исследователи, тем не менее, неизменно указывают на то, что режиссер был женат пять раз и множество его фильмов при этом стали расследованием умирания отношений. Его девять детей, включая дочь, узнавшую кто ее отец только в 22 года, выбрали разные карьеры, включая пилота авиалайнера и писателя. Большинство, однако, связали свою жизнь с кино. То ли слава отца не дала возможности уклониться, то ли масштаб его личности.

Сам же Бергман, родившийся в 1918 году и сполна отдавший дань психоанализу, в качестве источника своего творчества всегда указывал на авторитарную фигуру отца — фигуру не столько любви и защиты, сколько подавления. Разрыв коммуникации, безгласность (молчание), ад внутри, прорывающийся то сонным безразличием, то саморазрушительными вспышками, — таким оказался его кинематограф, ставший самым кропотливым исследованием личностного пространства человека в истории кино. Трогательный эпизод — несостоявшаяся встреча Бергмана с Тарковским. Оба чувствовали близость своих взглядов, расписывались в заочном уважении, однако, оказавшись на одном фестивале, так и не подошли друг к другу.

Одиночество так одиночество.

При этом судьба его была относительно безоблачна. Окончив Стокгольмский университет, где он изучал литературу и историю искусств, уже в 1941 году Бергман получил работу в кино — редактировал чужие сценарии, спасал негодные работы. А в 1944-м уже был экранизирован его собственный сценарий — «Травля». Война не коснулась гражданина соблюдавшей нейтралитет Швеции, он продолжал работать в кино, расцвет же наступил в 50-60-х: «Лето с Моникой», «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Молчание», «Персона». Тогда же он стал сотрудничать с оператором Свеном Нюквистом, а имена Макса фон Сюдова, Биби Андерсон, Ингрид Тулин стали известны всему миру.

Просто сказать, что два самых влиятельных течения первой половины двадцатого века — фрейдизм и экзистенциализм — нашли исчерпывающее отражение в работах Бергмана, было бы упрощением. Его интересовали не теории, а живущие в человеческой душе демоны, о которых он часто говорил применительно к себе самому. К собственному же творчеству Бергман относился почти с отвращением, утверждал, что никогда не пересматривает свои картины, и из всего режиссерского корпуса в 62 ленты ценил более всего «Шепоты и крики», «Персону» и «Причастие (Зимний свет)».

Последнюю его картину — телевизионную драму «Сарабанда» 2003 года — смотрели в день премьеры миллион жителей Швеции.

Настоящих катастроф в его жизни было две. Первой стало преследование властями, когда в 1976 году его арестовали прямо в Стокгольмском королевском драматическом театре, в котором он в разное время занимал должности директора и художественного руководителя, и допрашивали по подозрению в уклонении от налогов. Доказательств не нашлось, однако последствием инцидента стало трехмесячное лечение в психиатрической клинике и поспешная эмиграция из Швеции.

Второй стала смерть его последней жены Ингрид фон Розен в 1995 году. Они прожили вместе почти четверть века, и после ее ухода Бергман постепенно превратился в «отшельника с острова Фере», все больше предпочитая одиночество. Пережитая им после хирургической операции кома стала, скорее, избавлением: в человека, сказавшего когда-то, что самое отвратительное в смерти — это неизвестность, произошедшее внесло чувство успокоения. «Ты просто больше не существуешь», — задумчиво объяснял Бергман в своих интервью.

Шведское издание The Local сообщило, со ссылкой на дочь Бергмана Эву, что режиссер мирно скончался в своем доме на острове Фере, что в Балтийском море.

СПРАВКА «Дня»

Эрнст Ингмар БЕРГМАН родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Отец будущего режиссера был лютеранским священником королевской семьи и отличался строгостью нравов. Любопытно, что уже в детстве Бергман помогал провинциальному кинооператору в наладке оборудования для показа фильмов. Впоследствии он окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Первой собственной работой Бергмана в этой области был сценарий под названием «Травля», который был экранизирован в 1944 году. Тогда же он стал руководителем городского театра в Хельсингборге.

Через два года Бергман дебютировал с собственной картиной «Кризис». А мировое признание получили его режиссерские работы 50—60 х годов — «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Молчание», «Персона».

Выдающийся режиссер продолжал активно работать в кино и последующие десятилетия, причем почти для всех своих картин сценарии писал сам. В 70—80-е годы на экраны вышли «Прикосновение», «Шепоты и крики», «Осенняя соната», «Из жизни марионеток», «Змеиное яйцо», «Фанни и Александр». Последняя картина была награждена «Оскаром» в четырех номинациях, включая и категорию «Лучший иностранный фильм». Бергман был девятикратным лауреатом премии «Оскар», в то время как его фильмы удостаивались этой награды трижды как лучшие иностранные картины. За свою жизнь режиссер снял около 50 фильмов.

Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как театральный режиссер, поставил пьесы Уильяма Шекспира, Генриха Ибсена, Антона Чехова, Августа Стриндберга.

Сам Бергман признавался, что не любит смотреть свои фильмы, потому что они вгоняют его в депрессию. В 1982 году Бергман объявил, что уходит из кино и целиком посвящает себя театру. Бергман был «вероятно, самым великим кинорежиссером, учитывающем (в своей работе) буквально все», заявлял его коллега Вуди Аллен на 70-летнем юбилее режиссера в1988 году.

Своим учителем Бергмана считали Андрей Тарковский и Роберт Олтман.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ