По словам режиссера Михаила Урицкого, есть произведения, которые можно поставить на сцене, и есть те, которые не поставить нельзя. Именно к последним принадлежит всемирно известная повесть французского писателя Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Госпожа», по мотивам которой Киевский муниципальный академический театр кукол продолжает свою традицию философского осмысления бытия человека через призму действительности театра кукол.
История «Оскара и Розовой Госпожи» составлена в форме 14 писем к Богу десятилетнего мальчика Оскара, который неизлечимо болен раком. Родители почти до его последних дней не могут преодолеть свою боль, чем отдаляют от себя сына, и его по-настоящему родным человеком становится добровольная помощница больницы, которую Оскар называет Розовой Госпожой. Мальчику отведено только 12 дней, и Розовая Госпожа предлагает Оскару прожить за эти дни... 110 лет — десятилетие за каждый день, записывая все, что происходит, в виде писем к Богу. Таким образом, мальчик проживает все периоды и события, которые могли бы случиться с ним в будущем, — юность, радость первой любви, бракосочетание, забота об усыновленных детях, старость и смерть. Он теряет мужество в возрасте от 40 до 50 лет, много рассуждает в промежуток времени между 70 и 80 годами, а в 90 понимает, что тайна Бога в том, чтобы ежедневно смотреть на мир так, будто видишь его впервые. А в возрасте 100 лет осознает, что жизнь — это не подарок, а лишь заём...
Спектакль «Оскар» вызвал усиленный интерес еще задолго до премьеры, в большой степени благодаря многочисленным постановкам этой душещипательной истории на кону драматических театров. И предпремьерный показ, и благотворительный спектакль, сыгранный в поддержку молодого актера, больного лейкемией, собрали почти полный зал. Возрастной ценз спектакля — взрослые и дети в возрасте от 12 лет, однако взрослые по инерции все равно приводят маленьких детей, которые реагируют непосредственно и искренне на размышления и поступки кукол с большими грустными глазами. «Я выздоровею, Боже, скажи: да или нет?», — обращается Оскар к Господу, и в ответ из зала раздается звонкий детский голосок «Да!»
Этот спектакль не просто поднимает сложные вопросы философии человеческого бытия — жизни и смерти, любви, страдания и прощения. Он утверждает, что безусловная любовь возможна, и на нее способны не только матери, как принято считать в среде философов. Она наглядно демонстрирует тезис
Э.-Э. Шмитта о жизни и смерти как дарах, которые неотвратимо даны человеку. Мастерство актеров Юлии Шаповал и Игоря Федирко (исполнители главных ролей) в наивысшие моменты эмоционального напряжения порождает ощущение, что это — наоборот — куклы позволяют людям играть, позволяют транслировать свои тайные знания в такой причудливый и сложный мир людей. И складывается впечатление, что так же, как маленькому мальчику Оскару, куклам известно что-то намного большее, чем нам, взрослым, потому что для многих из нас путь к Богу пролегает дважды в год, на Рождество и Пасху. А неизлечимо больной десятилетний ребенок нашел его и показывает этот путь тем, у кого еще есть время на то, чтоб идти ним.
Все компоненты спектакля — лаконичная сценография (художник — Ольга Филончук), музыкальное оформление (песни Земфиры «Не стреляйте», «Здравствуй, мама», «Искала», «Жить в твоей голове», «Во мне — корабли»), актерская знаковая система, режиссерская интерпретация (режиссер и автор инсценирует — Михаил Урицкий) направлены на создание целостного довершенного сценического произведения. А это не так часто встретишь в театре — независимо от его жанровой разновидности.
Следующий показ «Оскара» состоится 26 декабря.