Младший брат Михаила Бойчука Тимофей прожил короткую, но яркую художественную жизнь. Его учеба и творчество выпали на быстротечные годы существования Украинской Академии Искусства в рамах Украинской государственности. И умер он в год, когда краснозвездные социальные экспериментаторы превратили ее в институт пластических искусств. Ему всегда будет двадцать шесть...
Родился Тимко Бойчук 27 сентября 1896 года в многодетной семье Левонтия Бойчука в селе Романовке на Теребовлянщине, которая входила в те времена в состав Австро-Венгерской империи. Шестнадцатилетним приезжает во Львов, чтобы стать учеником-подмастерьем своего старшего брата Михаила.
По приглашению Российского Археологического Общества, которое воспользовалось советом Василия Кричевского, Михаил Бойчук вместе с младшим братом, Софией Налепинской и Николаем Касперовичем проводят реставрацию иконостаса церкви Трех Святых в селе Лемеши на Черниговщине. Но закончить дело помешала война. Как подданных Австрийской империи, братьев-художников интернировали «в ссылку» сначала в Уральск, а позднее в Арзамас, где «с хождением по этапу и полуголодным существованием» находились до революционных потрясений 1917 года.
По возвращении в Украину, в Киев, в декабре 1917 года Тимофей поступает в мастерскую иконы и фрески (позже переименованную в мастерскую монументальной живописи), которую возглавил старший брат М. Бойчук в Украинской Академии Искусства.
Еще во время учебы в Академии Тимко Бойчук вместе с другими учениками монументальной мастерской — Василием Седляром, Оксаной Павленко, Иваном Падалкой — принимал участие в росписях клеевыми красками четырех корпусов Луцких казарм в Киеве летом 1919 года. Кисти Т.Бойчука здесь принадлежало несколько композиций, в частности, «Оранка» (известная лишь по несовершенной фоторепродукции), «Табір червоноармійців», «З одного казанка», а в соавторстве с Мусей Трубецкой — «Демонстрація» и «Зустріч з прапорами». Композиции художника поражали умелым сочетанием «лирического начала с эпически величавым преподнесением простого жизненного факта». Как вспоминал очевидец этих росписей, искусствовед Иван Врона: «...этот одаренный юноша во всех коллективных творческих выступлениях группы был правой рукой своего старшего брата и имел безоговорочный авторитет среди всех младших стажем и подготовкой учеников М.Бойчука».
Эта первая совместная работа учеников и Учителя, наполненная трудностями, беспрестанным трудом в коллективе, дружбой молодых художников и общим воодушевлением, была варварски уничтожена в 1922 году. Но судя по сохранившимся фоторепродукциям, видим «как входят в творческую практику новые революционно-возвышенные темы, символические образы новой жизни».
В те времена идея возрождения монументального искусства начинает занимать значительное место в творчестве украинских художников, потому что считалось, что «только во фреске можно последовательно развернуть сюжет, не один отдельно взятый эпизод, а представить факты в их диалектическом развитии», к тому же «язык монументальной живописи сжатый, обобщающе четкий, как язык умелого оратора».
Следующим коллективным трудом, в котором принял участие Т.Бойчук, стало декоративное оформление Киевского оперного театра к Всеукраинскому съезду уездных исполнительных комитетов (1919), где вместе с Сергеем Колосом исполнил панно «Коваль», и художественное оформление Кооперативного института (1920), которые также не дошли до нашего времени.
Сохранились станковые произведения художника — «Дві жінки з насінням», «Садять картоплю», «Портрет дівчини з хлопцем», «Перекупки», «На пасовиську», «У шевській майстерні», «Годівля свиней», «Біля яблуні» (1916—1920).
Все произведения художника выделяются стилевою однородностью и своеобразной «лапидарностью». Например, в композиции «Біля яблуні» Тимко Бойчук очень утонченно решил проблему синтеза приемов иконописи и проторенессансной живописи. Чтобы выделить изысканный декоративный абрис кроны яблони, художник изобразил небо цельным однотонным пятном, согласно традициям византийской живописи. А холмы, которые трактуются согласно иконописным канонам, уменьшаются к линии горизонта. В то же время работа поражает сложностью колористического построения, несколько отличающегося от сдержанно-приглушенного колоризма бойчукистов.
В жанре книжной графики Тимко Бойчук создал серию иллюстраций к сборнику «Українські легенди», который издало общество «Волошки», и иллюстрации и обложку к детскому сборнику «Барвінок» (1919).
В мартовские дни 1922 года Тимофея Бойчука не стало. Уже после смерти художника его произведения экспонировались на выставках украинского искусства в Москве, Харькове, Венеции (1927—1928). Часть из них бесследно исчезла после ареста старшего брата, а часть, согласно решению специальной комиссии от 8 сентября 1937 года из спец. фонда Государственного Украинского Музея — «подлежат уничтожению... три работы Бойчука Тимка — 1) «Під яблунями», 2) «Портрет старого», 3) «Портрет дівчини з хлопцем»...
А «Каталога уцелевших произведений Тимофея (Тимка) Бойчука» до сих пор никто из музейных работников еще не составил.