О том, как создавался сериал «МАМА», рассказала «Дню» автор идеи, автор сценария и креативный продюсер Валентина Руденко.
— Валентина Степановна, поздравляю вас с окончанием съемок телефильма «Мама» и... с возвращением в киноиндустрию! Вы были режиссером авторского кино, известный ваш проект «Гагарин, я Вас любила» получил серьезные награды, он уже много лет актуален и не выходит из медийного пространства, о чем свидетельствуют и современные телевизионные проекты о космосе, которые используют материалы и хронику этого кино, и безумная популярность одноименной песни группы Ундервуд «Гагарин, я вас любила! О!», на которую вдохновил опять же ваш фильм. Затем вы стали телевизионным менеджером, а еще позже занимали крупные государственные должности.
— Почему теперь снова кино?
— Кинематограф — это моя любовь на всю жизнь, это уже образ мышления, восприятия и осознания реального положения вещей в максимальной его концентрации. Кино учит умению простыми словами и образами передавать глубинную суть очень сложных вещей. Иногда непросто достучаться до одного человека, а когда речь идет о целом народе... Мои ранги, должности и непосредственное участие в глубинных процессах в разных сферах жизни нашего государства — это тот опыт, который теперь дает мне возможность высказываться и, хотелось бы верить, еще и влиять на мировоззрение моих современников. Вот и сейчас я благодарна судьбе и целой когорте талантливых людей, которые поддержали меня в том, чтобы реализовать мою идею и через фильм «МАМА» откровенно поговорить о войне.
— В чем ваш главный месседж зрителю?
— В силу своего опыта я хорошо осознаю то, что происходит на оккупированном Донбассе или в Крыму, насколько серьезные процессы там запущены и как они влияют на сознание наших соотечественников на тех территориях. И насколько трудно простому украинцу понять, как далеко все зашло!..
Я начинаю свой день с того, что интересуюсь, какая ситуация на фронте, что там случилось за последние сутки. Но на Восточном фронте без перемен...
Я хотела, чтобы фильм «Мама» напоминал о тех, кто защищает нашу землю. Благодаря мужеству и самоотверженности военных мы можем спокойно пить кофе, смотреть телевизор, ходить в магазин, водить детей в школу, жить пусть немного напряженной из-за пандемии, но все же мирной жизнью! За это на передовой с 2014 года более 15 000 человек отдали свои жизни. И у каждого из них осталась МАМА. И эта тема касается каждого из нас, потому что это живая рана, которая кровоточит!
Горько от того, что образ украинской матери, сын которой погиб на войне или находится в самых горячих точках или в плену, теперь так помолодел. Вдумайтесь, сегодня возраст этих женщин — 40 лет плюс! И это уже не привычная нам по художественным произведениям «старенькая мама в платке», а современная молодая, часто успешная женщина, в дом которой однажды ворвалась война. Причем это происходит не где-нибудь на Востоке, а совсем рядом, возможно, даже в вашем многоквартирном доме, просто через стенку... В Киеве, во Львове, в Харькове, Одессе или Тернополе.
МАКСИМ БОРЯК — СНИМАЛСЯ В «МАМЕ» В ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ — ВОВСЕ НЕ ДЕТСКОЙ
Такая «Мама» как будто живет обычной жизнью — ходит на работу, общается с коллегами, с семьей, а в душе и в сердце у нее война, там ее ребенок. И телефонный звонок — это для нее покой на несколько тех минут, пока она говорит. Далее снова страх! А рядом мирная жизнь — чьи-то дети, чей-то смех, чья-то радость и... иногда чье-то равнодушие. Когда твой ребенок попадает в плен, жизнь превращается в настоящий ад!
— Во время работы над «Мамой» вы как-то признались, что в очередной раз увидели, как на очевидные вещи, такие как агрессия или война, украинцы не имеют единого взгляда. Может ли кинематограф этот взгляд «сфокусировать»?
Мы все очень по-разному воспринимаем очевидное. Это наша боль, и наша проблема, как и правда то, что при всей своей «разности» мы никогда не поднимали оружие друг против друга. А эта война на Востоке нам умело «подарена» Россией. Когда мы воюем, тогда государство становится легкой добычей. К сожалению, у врага получилось разыграть карту сепаратизма в Крыму и на Донбассе, где всегда была очень низкая наша национальная консолидация, где фраза «мой адрес не дом и не улица» — не просто слова советской песенки. И это, как мы видим, имеет свои трагические последствия. Но Одесса и Харьков, и Запорожье таки выстояли, у них сработал иммунитет против заразы сепаратизма.
Вот когда эта общенациональная боль, как, впрочем, и радость в ценностных вещах, будут общими для всего нашего народа, тогда мы осознаем, что можем быть разными во взглядах, но едиными относительно главного — существования нашего Независимого Государства Украина и неприкосновенности его границ.
По моему мнению, такие сложные для понимания людей вещи лучше передаются через художественные образы — в кино, в литературе и в искусстве в целом.
— Мать как архетип?
— Да. Мама как основа одной из немногих на сегодня объединительных формул для Украины. Через нее мы пытаемся привлечь внимание к войне, чтобы услышало нас как можно больше людей. Когда говорит мама, к ней прислушиваются, потому что верят и уважают ее.
Украинцы — один из немногих народов на карте мира, которые абсолютно доверяют своей матери. Я видела результаты социологического опроса одного из телевизионных каналов. Так вот, среди ближайшего окружения (родных, друзей, коллег и т.д.) именно маме доверяют 87% украинцев. Вы понимаете, что это значит? Для нас МАМА — это икона, потому что это такая украинская религия.
— При таких серьезных вызовах, наверное, сложно было подобрать актрису на главную роль?
— Для меня было очевидно: если мы не найдем актрису на роль Мамы, то этот фильм можно не снимать. Я перебирала разные варианты и изначально почти была уверена, что это должна быть Олеся Жураковская.
— Почему?
— Олеся — сильная, положительная и очень красивая! В ней как будто собраны все основные черты современной украинской женщины. Это ее роль, и она сыграла ее блестяще.
ВАЛЕНТИНА РУДЕНКО; «ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОЧЕВИДНО: ЕСЛИ МЫ НЕ НАЙДЕМ АКТРИСУ НА РОЛЬ МАМЫ, ТО ЭТОТ ФИЛЬМ МОЖНО НЕ СНИМАТЬ. Я ПЕРЕБИРАЛА РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ И ИЗНАЧАЛЬНО ПОЧТИ БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЛЕСЯ ЖУРАКОВСКАЯ»
Ее Нина Петровна в каждой ситуации ведет себя как МАМА, потому что понимает, что каждый человек — это чей-то ребенок. И она тоже задается вопросом: почему же сепаратисты стали такими чертами?! Нина порой не знает, как нужно поступить в той или иной ситуации. Многие вещи от нее не зависят, но она не опускает рук и не боится убеждать людей.
— Кто из актеров еще принял участие в вашем проекте?
— Кастинг нашего телевизионного сериала достаточно мощный. Среди актеров я назову основных — это Николай Боклан и Константин Корецкий, Михаил Крышталь и Константин Костишин, которые исполнили основные мужские роли, талантливая и красивая Тамара Антропова тоже сыграла одну из основных ролей, молодые начинающие актеры — собственно дети нашей героини — очень проницательный актер Александр Божко и Дарья Матвеева. Отдельно хочу отметить Максима Боряка нашего молодого актера, который очень преданно работал над своей ролью. Максим «опытный» актер, и мы не имели никаких проблем с ребенком-актером на площадке, даже, я бы сказала, наоборот, он был очень точным и трогательным.
Работать с актерами — это очень интересная работа! Я благодарна всей актерской команде, которые так профессионально создавали с нами кино.
— На ваших глазах происходила трансформация украинской киноотрасли. Как вы оцениваете эти изменения?
— В Украине запущены серьезные процессы, способствующие становлению и развитию киноиндустрии. Сегодня мы видим результат: украинский кинематограф ожил, количество украинских фильмов растет каждый год, качество контента улучшается, хотя, конечно, у главных экспертов рынка еще много вопросов, однако очевидно, что динамика положительная и, надеюсь, не обратная. Мы начинаем становиться участниками мирового кинопроцесса, наше кино одерживает победы на самых известных фестивалях, наши производители контента все активнее участвуют в совместных международных проектах. Украинские профессионалы сегодня предоставляют услуги лидерам мировой киноиндустрии.
На государственном уровне запущены процессы, которые, безусловно способствуют развитию отрасли: это и программы Госкино, Украинского культурного фонда и Министерства культуры.
Немало международных фондов также поддерживают украинское кино.
И это делает процесс развития киноиндустрии чрезвычайно прогрессивным.
Работая над «Мамой», я получила приятный опыт работы с кинематографистами новой украинской формации. Это касается и продюсеров, и режиссера-постановщика.
— В своих постах в Facebook вы отметили, что «Мама» началась с нескольких абзацев, в которые поверили продюсеры Татьяна Куц и Виктория Горенштейн. Затем пять страниц синопсиса поддержал телеканал СТБ...
— Да. Сегодня в Украине, как и во всем мире, кино становится продюсерским, и это правильно. И не зря, когда на всех фестивалях, включая Оскар, главную награду за лучший фильм получает продюсер, потому что это он имел смелость поверить в идею, достать средства, собрать киногруппу и нести ответственность за качество фильма от начала его создания до конца.
РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК ТАРАС ТКАЧЕНКО
Режиссер в свою очередь получает награду за лучшую режиссуру, и это тоже важно по отношению к этой великой профессии.
В моем случае все произошло по классике. Продюсеры «OSNOVA FILM Production» после прочтения моей заявки, которая занимала всего лишь полторы страницы текста, сказали, что это будет кино, и мы будем его снимать. Нам удалось получить достойный международный грант и сильную поддержку со стороны фонда, а именно сопровождение проекта американским продюсером Джошем Вайнстоком. Это позволило проекту получить современные инструменты в подходе к производству. В конце концов, проектом заинтересовался телеканал СТБ, который стал надежным украинским партнером, и понеслось... Признаюсь, сначала подумала, что все это шутка, потому что между идеей и ее реализацией проходит много времени. Нам удалось воплотить этот проект сразу — за несколько месяцев, и в этом без преувеличения большая заслуга продюсеров Татьяны Куц и Виктории Горенштейн и телеканала СТБ.
Режиссер-постановщик «Мамы» — молодой и уже опытный Тарас Ткаченко, он имеет за плечами постановку таких успешных кинопроектов, как «Гнездо горлицы» и «Черный ворон» (по роману одноименного бестселлера известного украинского писателя Василя Шкляра. — Ред.). Тарас талантливый и амбициозный, прекрасный «актерский режиссер», он любит актеров и виртуозно с ними работает. Это режиссер новой формации. Сегодня кинопроизводство — чрезвычайно технологический процесс, и во всех этих «техно» Тарас — как рыба в воде.
— Почему вы решили снимать именно сериал, а не фильм для показа в кинотеатре?
Зрительская аудитория телевидения остается несравненно большей, чем в кинотеатре. У нас до сих пор очень мало кинозалов, нет культуры похода в кинотеатры, как, например, у французов. В свою очередь пандемия существенно ограничила доступ украинцев к большому экрану.
Таким образом, охватить большее количество зрителей можно с помощью телевидения или интернета.
Приятно, что телевидение трансформируется, телевизионные каналы конкурируют с платформами, и это диктует новые стандарты в качестве контента для демонстрации. Наши партнеры, телеканал СТБ уже имеют мощный опыт копродукции и производства качественных сериалов нового поколения. Сериалов, которые становятся событиями на украинском ТВ. Важно то, что наше телевидение стало успешно работать с глубокими смыслами и формировать всеукраинский нарратив в украинских фильмах. Надо уже потихоньку убирать чрезмерную поверхностность и упрощенность даже из мыльных опер. Сложная тема вполне может быть реализована в сериале.
Я надеюсь, что «Мама» будет воспринята зрительской аудиторией, и это станет для меня самой большой наградой.