Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Василий ИЛАЩУК: «После путешествий по Украине я по-другому начал смотреть на мир»

Продюсер и ведущий об украинцах на Родине и «наших» за рубежом
6 декабря, 2006 - 20:02
ФОТО ЛЕОНИДА БАККА / «День»

Продюсер Василий Илащук успешен во многих отношениях. Он ведущий многочисленных известных фестивалей и акций: «Червона рута», «Слов’янський базар», «Звезды мирового балета», правительственных и международных церемоний. Его глубокий, с очень своеобразными обертонами голос в некоторой степени является символом, потому что без него не обходятся торжественные для украинцев дни.

18 лет Василий Илащук проработал в телевизионных новостях. В 2002 году из-за несогласия с цензурой он ушел из новостей Первого национального канала. А вскоре на телеэкранах появился заметный документально-телевизионный сериал «Відкриваючи Україну». Руководитель проекта, продюсер и ведущий — Василий Илащук. Наши читатели, очевидно, заметили эти интересные циклы «Дорогами України» и «Дорогами українців».

В ситуации искаженных взглядов на нашу историю и светочей проект «Відкриваючи Україну» является дорогой к нам самим: исследование, поиск, идентификация, расследование — кто мы такие, откуда произошли и куда идем. Потому что довольно часто при включении телевизора, создается впечатление, что смотришь телевидение чужой страны.

— Как-то я покойному Георгию Кирпе сказал о том, что хотел бы снять документальное кино об Украине. И министр рассказал, как он несколько дней пребывал в Италии с рабочим визитом. Тогдашний премьер Сильвио Берлускони заметил, что, поскольку он никогда не был в Украине, охотно посмотрел бы фильм об этой стране. Георгий Николаевич сразу дал указание пресс-секретарю: найти ленту и передать самолетом. Обзвонили все телекомпании и, в конце концов, нашли в архивах Первого национального канала картину... «Украина советская» 1970-годов... Оказывается, не было ни одного фильма, не считая телевизионных зарисовок! Естественно, что я получил поддержку экс-министра транспорта, при финансовом содействии которого вышло 47 серий «Дорогами України» и «Дорогами українців».

Везде: на Волыни и Слобожанщине, в Закарпатье и Полесье — немало интересных мест. Мы просто этого не знаем. Знаем только, что у нас есть Карпаты и Крым, иногда погружаемся в раскопки трипольской культуры и, когда приезжают иностранцы, советуем им в эти места поехать. А куда еще? Да куда угодно. Если хотите глубже познать Украину, то езжайте с Сумщины или Черниговщины до самого Крыма, а потом от Закарпатья на Слобожанщину и Донбасс.

После наших путешествий я даже по-другому стал смотреть на мир.

Все украинцы необычайно искренние, открытые и щедрые люди. Эта искренность, открытость и доброта — именно то, что объединяет. И желание жить лучше, потому что мы этого заслуживаем.

Конечно, чувствуется, что на восток Украины большое влияние оказывала российская империя, а на запад — государства восточной и западной Европы. Я часто говорю, что будет очень грустно, когда через несколько десятков лет мы будем ездить записывать колядки и щедривки в Канаду и Америку. Правда, в Западной Украине обряды почитают и сохраняют. Но ведь подрастает новое поколение. Впитает ли оно в себя наше духовно-культурное наследие? Очевидно, старшие люди все же сумеют его передать, потому что это передается генетически. Беднее в этом отношении восточная Украина, хотя и на Слобожанщине, и на Донбассе тоже есть свои традиции. Почему бы это не поддержать? Почему Первый национальный канал не может сделать ряд документальных фильмов к Рождественским праздникам: например, как они отмечались когда-то в различных регионах. А к Пасхе — показать, как повсюду в Украине готовились к ней. Думаю, что какому-нибудь ребенку из Луганска будет интересно посмотреть, как его бабушка ходила в церковь на Рождество. Или пусть не в церковь, а как она готовилась к святой вечере. Я не знаю, чем занимается Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, но на наших экранах засилье не самых лучших образцов русского и американского кино.

— На ваш взгляд, в чем различие украинцев, живущих в Украине и за ее пределами?

— Между ними небольшая разница. Каждый «заграничный» украинец так или иначе ассимилировался в среде, в которой живет. Я очень уважаю украинцев, например, Канады за то, что они целуют сначала украинский флаг, а потом канадский. Сначала думал — пафос. Но когда с десяток раз побывал там, почувствовал, что они делают это искренне, потому что их государство заботится о своих гражданах.

Я недавно случайно включил телевизор и увидел начало нашего фильма об Америке. И там на центральной улице в Нью-Йорке я записал stand up (вступление. — Ред. ). Иду среди черных и белых американцев и рассказываю: «Очень хорошо жить в Америке, но здесь нужно родиться. Для людей, приехавших сюда, это всегда чужая страна. США мне напоминает великий могучий Советский Союз по тотальному психологическому воздействию на своих жителей. Но им можно позавидовать в том, что каждый американец в любой точке планеты защищен конституцией Америки». Я бы хотел, чтобы украинцы, выезжающие на заработки, в командировку или на отдых, чувствовали, что у них за плечами стоит их монолитное авторитетное государство.

К сожалению, мы народу ничего еще не дали. Веру в будущее? Кто-то более терпелив и будет верить всю жизнь, а другой махнет рукой, возьмет билет в один конец, а потом будет вспоминать Украину как что-то прошедшее и ностальгическое, но возвращаться сюда не захочет.

В декабре планируем поехать в Италию: отснять новую серию проекта «Дорогами українців». Как ни удивительно, но половина этих «заробитчан» возвращаться на Родину не собираются. Знаю это точно, поскольку общаюсь с теми, кто приезжает сюда навещать свои семьи. Кроме того, в 2002 году я был в Италии. Тогда все ожидали, что в 2004 м состоятся выборы и что-то изменится. Думаю, теперь процент желающих там остаться больше.

— Неужели, на ваш взгляд, Майдан здесь ничего не изменил?

— Я очень уважаю Президента и верю ему. Знал его еще задолго до того, как он стал гарантом Конституции. Уважаю за его позицию в жизни, за патриотизм... Но, к сожалению, не все люди, в последнее время его окружающие, отвечали тем качествам, которые должны быть присущи команде Президента. Сегодня мы видим, что там было много случайных людей, которых мы до революции совершенно не знали. Я даже спрашиваю себя: это была революция или эволюция? Склоняюсь к мнению, что все же эволюция. События, произошедшие на Майдане, безусловно, имеют большое значение. Они изменили образ мышления людей и доказали, что они имеют право, могут и должны думать и высказывать свое мнение. Вот самое большое достижение. Я не сказал бы, что народ начал больше любить Украину. Думаю, что те, кто любил, и сейчас любят. Когда- то один телевизионный чиновник заметил, мол, разве можно так говорить? Мы с ним говорили об Украине. Я же продолжал утверждать: «Земля, по которой я бегал босиком когда-то, родители, моя Буковина, в конце концов, Украина — это моя страна. А государство не мое, потому что я за этих людей не голосовал (это было еще при предыдущей власти).

— Василий, как вы считаете, национальный характер какого народа ближе всего к украинскому?

— С итальянцами мы несколько схожи своим запалом. С французами — в любви. Украинцы, как и французы, если любят, то любят все двадцать четыре часа на сутки! Много общего также с поляками из-за, очевидно, исторического взаимовлияния.

— Если бы вы отдавали свои многосерийные циклы на конкурс, какие фрагменты отобрали бы?

— Сложно сказать, потому что в каждой стране, где живут украинцы, в каждом регионе Украины, каждом городишке и каждом селе есть что-то невероятно интересное (места, люди...). Но лично меня сильно поразила наша поездка на Колыму, место, связанное с украинскими политзаключенными. Достаточно вспомнить хотя бы Бориса Антоненко-Давыдовича. Также для нашей творческой группы памятным было путешествие во Францию: с этой страной связаны судьбы Анны Ярославны, Марии Башкирцевой, Симона Петлюры, батька Махно... Тепло вспоминаю и путешествие в Аргентину. Местные украинцы нас ждали на одной из железнодорожных станций. Многие из них жили за десятки километров оттуда и не видели друг друга по десять лет. Встречали со слезами на глазах и были рады, что наш приезд собрал их вместе. Я человек не очень сентиментальный, но такие воспоминания пронимают.

— Василий, как после многосерийных циклов возникла идея создания телепортрета Ивана Миколайчука?

— Молодое поколение уже не помнит, кто такой Иван Миколайчук. Наш фильм «Іван Миколайчук. Книга життя» — такого качества, которое отвечает самым современным техническим стандартам, поэтому может храниться длительное время. Ведь те кинохроники, которые есть, с течением времени портятся. И через десять-двадцать лет мы можем долго искать живого Ивана и не увидеть.

Нам хотелось снять кино о богатом, раскованном, философском мире, созданном Иваном. О том, как он умел любить. Он любил своих родителей, свою Чорторию, свою Буковину... Приезжал в родное село и, пока шел от автобусной остановки домой, перед каждым снимал шляпу, здоровался и разговаривал. Его сестра рассказывала, как однажды шла с ним, а он «добрый день» кому-то кричит. Заборы высокие — ничего не видно. «С кем здороваешься?» — спрашивает. «Да там люди на огороде работают».

Мне было очень интересно работать над фильмом, может, еще и потому, что я тоже с Буковины.

Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы передать эту картину для показа в Канаду и США. Для этого, очевидно, будем ее переводить на английский язык.

В Украине фильм демонстрировали только на 5-м канале. (Печально, но через два года после Майдана остались села, городки и даже областные центры, где этот канал недоступен). А к экрану Первого национального путь закрыт. Ну, не нравится лента президенту канала. Интересно, что после ее премьеры Роман Балаян заметил, что у него было ощущение, как будто пообщался с живым Иваном.

— На каком этапе работа над картиной о Владимире Ивасюке? Когда состоится премьера?

— Съемки этого фильма — очень сложный процесс. Очевидно, это обусловлено тем, что у Владимира Ивасюка и жизнь была непростой, и ушел он из нее как-то странно. Наверное, около двадцати человек дали нам интервью, и, когда речь заходила о его смерти, все разводили руками и говорили, мол, не верят, что это самоубийство.

Кому он мешал? Очевидно, просто система его боялась, потому что Ивасюк был харизматичной личностью. Это можно будет увидеть в ленте. Скорее всего, ее премьера состоится в марте, ко дню рождения композитора.

— А о ком еще из выдающихся украинцев планируете создать фильм?

— Для меня каждый человек, если он настоящий, — личность.

Мы бы хотели снять ленту о Григории Сковороде. Когда работали над проектом «Дорогами України», то за основу приняли путешествия этого странствующего философа. Обращались отчасти и к нему (даже иногда звучало в кадре: «Вот как сказал бы патрон нашего путешествия»), и к его произведениям (время от времени наталкивались на очень интересные наблюдения Григория Саввича из странствий по Украине и за ее пределами).

Если говорить уже ближе к перспективе завтрашнего дня, то наша команда — а это, кроме меня, соавтор проекта «Відкриваючи Україну» Тарас Ткаченко и оператор Виталий Сулима — будет снимать документальную картину о печально известной операции «Висла» (принудительное переселение украинцев с Лемкивщины, Надсянья, Холмщины, Подляшья на запад Польши с целью дальнейшей ассимиляции. — Ред. ). Автор сценария — Тарас Ткаченко. Министерство культуры и туризма Украины пообещало присоединиться и поддержать. По нашему замыслу, в этом фильме должен быть поражающий фрагмент. Когда мы снимали серию об украинцах в Польше, приехали под немецкую границу в поселок Живково. Село как село. И тут заезжаем на один двор, где 27(!) аистовых гнезд, а в них — 150 аистов! И как раз вылупились молодые аистята — они пробовали взлетать. Хозяин этого имения рассказывал, что в 1947 году после проведения операции «Висла» сюда прилетели аисты и поселились именно в той местности, куда переселили украинцев, хотя по соседству были польские и немецкие села. С тех пор и по сегодняшний день их там живет несколько сотен. Разве не назовешь эту птицу украинской?..

Мы попросили у Минкульта средства, чтобы поехать и отснять аистов (на севере Польши быстрее наступают заморозки, и они улетают в конце августа). Нашей команде с таким пониманием говорили: «Да, конечно. Это называется «уходящий объект». Через неделю-две- три снова говорили то же самое. Может, они насмехались над нами?

У меня уже так накипело на душе, что я даже думал о том, что не буду с Минкультом больше работать. Такое впечатление, что там работа остановилась. Они все пытаются культурой руководить, а культуре можно только помогать.

— Василий, как вам кажется, что это будет за дорога, к которой вы можете еще прийти?

— Для меня дорога в первую очередь ассоциируется с дорогой домой — в Черновцы, куда я езжу, по крайней мере, раз в месяц. Там навещаю свое большое семейство: родителей, сестренку, племянников, в конце концов, свою собаку. В Черновцах мой дом, а в Киеве — жилище. Уже за многие годы я заметил, что намного приятнее ехать домой, чем возвращаться оттуда, даже если оттуда едешь в какое-нибудь фантастическое путешествие. Кстати, недавно я вернулся из Черновцов. Очевидно, когда это интервью выйдет, наша творческая группа будет уже в Италии. Возвращаемся оттуда и едем в Польшу снимать упомянутый фильм об операции «Висла». А потом на Рождество я снова поеду домой в Черновцы.

Беседу вела Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ