Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Василий ВОВКУН: «Дайте нам ощущение оперы нового века»

Несколько советов участникам Пятого Международного конкурса оперных певцов имени Соломии Крушельницкой
28 августа, 2019 - 16:40

На протяжении 12—22 ноября 2019 года во Львовской национальной опере состоится Пятый Международный конкурс оперных певцов имени Соломии Крушельницкой, участие в котором могут принять исполнители в возрасте до 35 лет, посоревноваться за Гран-при конкурса — $10 000. Генеральный директор-художественный руководитель театра Василий Вовкун рассказал подробнее об этапах подготовки конкурса и выразил свои пожелания и советы его участникам. 

— Международный конкурс оперных певцов имени С. Крушельницкой во Львовской национальной опере имеет длинную историю. Однако, к сожалению, он длительное время не проводился, и в этом году состоится впервые после 10-летнего перерыва. Как вы заняли должность генерального директора-художественного руководителя, когда зародился импульс, идея и желание опять возобновить конкурс оперных певцов во Львовской национальной опере?

— Каждое государство имеет своих известных певцов, которыми подчеркивает свою принадлежность к высокому искусству, — именно оперному или классическому искусству. И, конечно, Украина имеет такие известные имена, одно из них — Соломия Крушельницкая. Она работала на поприщах Западной Украины, потому что родилась в Тернопольской области, пела, в частности, во Львовской национальной опере, тогда — Большом городском театре. И это мировая певица, а присвоение ее имени — подчеркивает концептуальность этого Международного конкурса вокалистов. Мне дважды выпала честь, случай или, собственно, миссия возобновлять этот конкурс: впервые, когда я был в каденции Министра культуры Украины, и в настоящее время опять, через 10 лет, возглавив Львовскую Оперу. Зная о том, что этот конкурс должен проходить стабильно, хотя бы каждые три года, я опять инициировал при Министерстве культуры Украины разговор о том, что это является ненормальным явлением пропускать целых 10 лет и не проводить его. Таким образом, мы возобновили конкурс и слава богу!

— Как проходит подготовка?

— На сегодняшний день мы получили первые финансовые транши, открыли сайт, то есть уже началась достаточно большая организационная работа. У нас есть уже и первые заявки от участников. Надеемся, на его международный уровень, имею в виду, что будут представители разных стран. Ведь уровень этого конкурса доказывают и приглашенные члены жюри. Состав жюри возглавляет солистка Венской государственной оперы, народная артистка Украины Виктория Лукьянец, а членами жюри являются такие известные люди, скажем как Беата Клатка, что представляет Варшавскую национальную оперу, также известный немецкий пианист Эйтан Пессен, Славомир Якубек — прежний директор Братиславской оперы; это и наши украинские имена — дирижер Михаил Дутчак, певцы Александр Дяченко и Светлана Мамчур, а также солистка Польской Королевской Оперы Ольга Пасичник. Я думаю, что этот конкурс может стать переломным в Украине, в понимании, что он будет проводиться в дальнейшем очень стабильно.

— В чем еще особенности, по вашему мнению, этого конкурса, в украинском и международном контекстах?

— Призовой фонд конкурса отвечает международным стандартам: имеет и Гран-при, и премии, которые делим на мужские и женские голоса, имеется в виду, что будут по две I, ІІ, ІІІ премии. Второе, что очень важно — участники 3-го тура имеют возможность принять участие в наших спектаклях и защищать свою профессиональность, будучи непосредственными героями действа. Мне кажется, что этот конкурс очень интересен, и мы ожидаем большое международное представительство,  талантливых людей. Мы создадим все условия, чтобы каждый участник чувствовал себя очень счастливо на нашем конкурсе во Львове и именно в стенах Львовской оперы.

— Что вы посоветуете молодым певцам, которые примут участие в конкурсе, в первую очередь, относительно 3-го тура? Ведь особенностью этого конкурса является то, что участники в 3-м туре принимают участие в репертуарных спектаклях театра. Как лучше подготовиться?

— Очевидно, от репетиций это мало зависит, ведь человек, который готовит ту или другую партию должен чувствовать ее так, чтобы легко в нее входить из нескольких репетиций. И должен научиться входить в контекст той постановки, которая предлагается, потому что это обязывает профессия. Я недавно был членом жюри конкурса Адама Дидуры в Польше — что я могу пожелать участникам? Я бы сказал, удивлять неожиданностью, свободой ощущения себя на сцене, больше ошибаться, чем традиционно  предлагать себя в том или другом образе, потому что это очень и очень неинтересно на сегодняшний день. Дать нам ощущение оперы нового века — ХХІ века, невзирая на то, что мы можем петь Верди, Вагнера, Моцарта, но мы должны быть молодыми, пластичными, чувственными, интеллектуальными и очень современными.

— Допускаете ли, что певцы, которые вас поразят, будут впоследствии выступать на сцене Львовского оперного?

— Мы будем очень внимательно следить за всеми турами конкурса, потому что это нам интересно. Одна из наших задач — это не только проведение этого мероприятия. Наша главная задача — если это талантливый певец, чтобы его оставить на сцене Львовской оперы. Поэтому, не медлите, срок подачи заявок — до 1 октября 2019 года.

Розмовляла Стефанія Олійник. Фото Руслана ЛИТВИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ