Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вавилонская библиотека, или Метаморфозы Борхеса

8 сентября, 1999 - 00:00

Мы продолжаем наш разговор о новых книгах из серии «Мастера»
от харьковского издательства «Фолио». Сегодня речь пойдет о Хорхе Луисе
Борхесе и его «Вавилонской библиотеке».

Беря в руки эту книгу, нужно быть готовым ко всему. К тому,
что автор вдруг засомневается, действительно ли он есть он, а не кто-то
другой, и начнет обращаться к себе самому как к постороннему лицу. Или
к тому, что в то, что мы видим кругом, и есть реальность, а не придуманный
нами мир, а реальность — это на самом деле что-то совсем другое и находится
она совсем не здесь. Или к тому, что в двух рассказах мы услышим об одной
и той же истории, рассказанной двумя ее очевидцами, и каждый раз это будет
другая история.

Если эту книгу вдруг решит почитать общество, в котором
кто-то один является пылким почитателем Проспера Мериме, кто-то другой
— О. Генри, еще иной просто увлекается литературой направления магического
реализма, а все остальные преимущественно читают классические детективные
романы в стиле Агаты Кристи или Рекса Стаута, то каждый найдет для себя
в «Вавилонской библиотеке» рассказ, который станет его излюбленным. Не
зря же она, в конечном счете, Вавилонская.

И вовсе не обязательно это должны быть различные рассказы.
Например, такая история, как «Сад, в котором расходятся тропинки» — своеобразный
философский детектив, в котором китайский мудрец придумывает книгу-лабиринт,
тайну которой удается разгадать английскому синологу. И состоит эта тайна
в том, что герои «одновременно выбирают все пути, которые перед ними открываются.
Автор создает для одних и тех же лиц различные будущие времена, различные
«завтра», которые, в свою очередь, тоже умножаются и ветвятся. Здесь возможны
сразу все развязки, каждая служит исходным пунктом для остальных возможных
линий. Иногда дорожки этих лабиринтов сливаются в одну: например, вы приходите
ко мне домой, причем в одном из возможных времен вы — мой враг, а в другом
— мой друг».

Книга Борхеса поставит перед вами массу вопросов, на которые
не существует ответов, но смысл заключается в том, чтобы постоянно эти
ответы искать, «ибо люди придумали слово «прощай», ибо все- таки верят
в свое бессмертие, осознавая и преходящесть свою, и эфемерность». Вы заинтригованы?
Тогда отправляйтесь в странствия книгой- лабиринтом.

Наталья СНЯДАНКО 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ