Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Важно не терять себя при любых обстоятельствах»

Дуэт Сумская — Хостикоев: о театре, семье и свободе
1 мая, 2020 - 10:09

На прошлой неделе Наталья СУМСКАЯ, ведущая актриса Национального театра им. И. Франко, была именинницей. Впервые этот день рождения вместо бенефиса и аплодисментов армии поклонников ее таланта состоялся за закрытыми дверями, потому что совпал с карантином, а Covid-19 нарушил планы практически всех людей в мире... Впрочем, эта пауза дала возможность пообщаться по телефону с Натальей Вячеславовной, которая фактически выросла за кулисами Львовского, а затем Запорожского драматического театров, она вместе с сестрой Ольгой продолжила актерскую династию родителей — Вячеслава Сумского и Анны Опанасенко, а сейчас уже их дети играют на сцене и снимаются в кино. Вместе с мужем, известным актером и режиссером Анатолием Хостикоевым — этот творческий тандем дарит зрителям потрясающие спектакли, фильмы и сериалы. Сумская также является Музой, хранительницей семейного очага и мастерицей, которая может сыграть все (универсальный талант — от комедийного до трагедийного — повсеместно Сумская неповторима)! А еще это мудрая и добрая женщина, жена, мать... Как сохранить семейное счастье, о знаковых ролях и что больше всего волнует сейчас — наш разговор.

«КОМЕДИЮ НАДО ИГРАТЬ... СЕРЬЕЗНО»

Если бы снимали фильм о творческой паре Сумская-Хостикоев, то назвали бы «Звездная династия» — о деятелях искусства, которые знают, что такое успех, слава, о розах и шипах, которые попадаются на пути к Олимпу, а первыми кадрами могла стать запись супераншлагового спектакля «Синьор из высшего общества», который в 2003 году подарила публике первая украинская антреприза «Театральной компании» Бенюк — Хостикоев», где Анатолий Георгиевич выступил режиссером и исполнителем роли главы большой итальянской семьи Леонида Папагатто. В той постановке играла звездная компания — «семейная мафия мастеров», как критики окрестили состав исполнителей спектакля, потому что там действительно собралась суперкомпания Хостикоевых — Сумских, а тот креативный «Синьор...» имел оглушительный успех. Публику привлекало то, что на сцене выступали участники предыдущих и действующих браков, а программка использовалась как лоция для разгадок, кто есть кто, и это придавало действу двойного драйва...

 — Благодаря комедии Д. Скарначчи и Г. Тарабузи и постановке «Синьор из высшего общества» впервые всей нашей семье пришлось пожить, побыть вместе в одном спектакле, — вспоминает Н. СУМСКАЯ. Это продолжалось лет пять-шесть. Я очень благодарна мужу за эту идею, потому что фактически Анатолий тогда объединил всю семью, и мы имели возможность чаще видеться и работать вместе. Однако родными людьми мы были до... третьего звонка, а когда начинался спектакль, на первое место выходил профессионализм. Вообще-то семьей непросто работать, потому что все имеют свои приоритеты и предпочтения. Но здесь все свои, а чужому человеку ты не скажешь того, что можешь сказать близкому... Сюжет пьесы соответствовал ситуации, которая складывалась в реальной жизни, и для каждого в нашей большой актерской семье были интересные роли. То время я вспоминаю с трепетом. Хотя сначала Анатолий немного опасался, как нам будет работаться совместно. И поэтому ему как режиссеру на репетициях иногда приходилось вдвойне терпеть, сдерживая свой вспыльчивый характер. Проект оказался уникальным, и с «Синьором...» мы объездили всю Украину — в некоторых областных центрах даже играли по несколько раз, а зрители всегда очень тепло воспринимали постановку.

НАТАЛЬЯ СУМСКАЯ И АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ — ОДНА ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПАР

Знаете, меня заинтересовали авторы этой комедии, но, к сожалению, больше никаких других произведений Дж. Скарначчи и Г. Тарабузи не удалось найти... Хотя пьеса имела разные сценические прочтения. Например, еще в 1981 году в Театре им. И. Франко «Моя профессия — синьор из высшего общества» поставил прекрасный режиссер В. Оглоблин, и этот спектакль стал рекордсменом — его играли 700 раз! В этом спектакле молодой Хостикоев потрясающе играл Антонио, а потом, уже в своей версии — главную роль Папагатто. По моему мнению, секрет успеха в том, что комедию надо играть... серьезно.

 — Вы актриса, вы можете убедительно играть настолько разные роли, как Кайдашиха и Жанна Д’Арк, Элиза Дулиттл и Гурмыжская, Гортензия и Дженкинс, Волумния, мать Кориолана, и Матильда... то есть на все руки мастерица!

 — Знаете, в семейной комедийной саге (постановке В. Оглоблина) я сначала играла девочку Фйореллу, потом Валерию — жену главного героя, а когда решили ставить обновленного «Синьора...», привлекая всю нашу творческую семью, то образ Валерии я передала своей сестре — Ольге. Она очень классно справилась с этой работой: у нее получился образ, с одной стороны, замученной безденежьем женщины, а с другой — человека, на котором держится этот шумный дом... А я сама перескочила на образ тетушки Матильды, кстати, и сейчас продолжаю ее играть. Премьера возобновленного спектакля на франковской сцене состоялась в 2014 году, а сейчас роль Папагато играет Назар Заднепровский — представитель еще одной театральной династии, популярный актер театра и кино. В этой пьесе столько всего соединено — и драмы, и комедии, а потому спектакль обожает публика, и каждый раз он идет с аншлагами.

 — Вы с Анатолием Георгиевичем — две харизматичные личности, живете и работаете в тандеме. Наверное, знаете какой-то секрет, чтобы дома, в театре и на съемочной площадке все было в порядке?

 — Да, обычно мы 24 часа в сутки вместе. Есть такая большая семейная наука, которую не я сама придумала, — это уступчивость. Считаю, что в первую очередь именно женщина должна предвидеть настроения мужа, не обострять ситуации, которые могут иногда возникать, не накапливать негатив... Хотя в каждой семье порой случаются «отеки». Наверное, секрет в том, чтобы сохранять брак и отношения, — позитив и настроение. Конечно, мы живые люди, и порой эмоции берут над нами верх... Нам нужно сохранить — мне в нем, а ему во мне — это настроение для дома и для работы. А еще надо уметь слушать другого. Знаете, тот, кто возглавляет работу — он же и стратег, и это помогает в совместной работе в обществе. Хотя сейчас из-за пандемии коронавируса все остановилось: репетиции, спектакли, гастроли, съемки...

«ДЕПРЕССИИ НЕТ, НО ПО ТЕАТРУ СКУЧАЕМ»

— Действительно, сейчас карантин, изоляция... Как вы — динамичные, творческие личности переживаете эту паузу, чем занимаетесь? Что больше всего беспокоит?

— Первую неделю, две было как-то грустно. Некое замешательство — что же происходит в Украине и в мире? Все не верилось, что карантин так надолго затянется... но мы актеры и должны уметь действовать в тех обстоятельствах, которые сложились. Когда на пару дней Анатолий поехал в село, потому что были какие-то дела, а я в квартире осталась одна и, как каждая женщина, нашла себе кучу домашних дел: убирала, мыла, чистила, гладила и много дел сделала тех, до которых все никак руки на доходили из-за нехватки времени. Депрессии нет, но по театру скучаем. Меня спасает природа. Знаете, в свое время все бежали из села в город, а сейчас — наоборот. Я бы даже жила в селе, но работа не оставляла возможности уехать из города надолго. Сейчас много времени проводим в хате, которую когда-то давно купили в селе, работаем... Поливаю землю, которая очень сухая. Снега зимой не было, дождей сейчас тоже почти нет, и земля взывает, просит воды. Хожу и поливаю деревья, кусты, цветы. Что-то пересаживаю, улучшаю. Соседка сказала, что ей мешают наш виноград и хмель, так что стараюсь его отдернуть, чтобы был мир, иду на уступки. А абрикос пересаживаю уже четвертый раз, и он жив, красиво цвел...

 Нам сейчас важно не терять себя ни при каких обстоятельствах! Больше всего меня беспокоит не карантин. Все равно он рано или поздно закончится... Сейчас у нас сложная, неопределенная политическая ситуация, решается будущее нашего государства. Уже шесть лет, как идет война на востоке, аннексирован Крым, но об этом говорят как-то вскользь, есть куча проблем, которые не решаются. Смущают и пугают людей двойные стандарты наших власть имущих. Все ждут перемен, но они не происходят... Чем в этом помочь? Чтобы каждый на своем месте был честным и патриотом Украины. Мы не должны забывать и о тех, кто отдал свою жизнь за независимость нашей страны.

 — Для актеров все роли — как дети, и в каждую вложена часть сердца, но последним подарком от А. Хостикоева стал его антрепризный спектакль «The Best», после которого критики назвали вас «украинской Тиной Тернер»...

 — Этот спектакль — подарок судьбы! Анатолий Георгиевич не только режиссер и играет в этом спектакле, но и автор текста. Хотя, анонсируя в СМИ о новой работе, лукавил, что пьеса создана по мотивам ранних рассказов американского писателя Артура Хейли — автора романов «Отель», «Аэропорт», «Сильно действующие лекарства»... но на самом деле сюжет — это все ни из какого Хейли, а произведение Хостикоева! После премьеры, которая состоялась в январе, он признался, что доволен этой работой, и похвалил нас, его партнерш по этому спектаклю — Людмилу Смородину, Любовь Кубюк и меня. И все, что он написал, нам удалось осуществить на сцене!

«ВЫБИРАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ, НАДО ЗАЖЕЧЬ ТВОРЧЕСКУЮ КОМАНДУ»

— В актерской профессии случай играет важную роль, но если будешь зевать, то ничего не получишь... У вас колоссальный список разноплановых образов, а какая роль удалась вам труднее всего?

 — Каждая роль рождается постепенно, происходит некоторое напряжение, иногда приходится преодолевать себя. Я покривила бы душой, если бы выделила какую-то одну, потому что каждая следующая роль является для меня важной, каждая находит отклик у зрителей, о чем я могу судить по их реакции, аплодисментам, цветам, по тому, что они часто смотрят эти спектакли. Очень довольна «Кайдашевой семьей», которая уже 13 лет проходит с аншлагами, а сейчас к постановке привлекли молодых франковцев. Работая над образом Кайдашихи, я вспоминала свое детство, бабушку и ее односельчан...

 Что же касается сложностей, то непросто вырисовывалась Флоренс Фостер Дженкинс в «Несравненной». Это история о неординарной американке, которая жила в 1868 — 1944 годах и, не обращая внимания на бесконечные упреки в ее фальшивости пения, была абсолютно уверенной в своем таланте. В спектакле есть такая фраза: «Флоренс — это пример для тех, кто мечтал, но не смел»... Есть в «Незрівняній» одна важная и очевидная истина — впрочем, не высказанная словами. Назовем ее счастливым незнанием. Пока артист еще не знает своей судьбы (даже успешной), он счастливее, чем когда он на вершине. Для меня Флоренс — самобытная женщина. Таких, как она, мы можем видеть на многочисленных кастингах талант-шоу. Моя героиня уверена в своих силах, хотя часто выглядит просто комичной. Знаете, даже когда после прослушивания артисту говорят, что он не имеет таланта, а он чувствует в себе творческий потенциал, то я знаю: рано или поздно он заявит о себе. Хочешь выступать на сцене — работай и верь в себя!

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ THE BEST — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДРАЙВ ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОСТАНОВКИ АНАТОЛИЯ ХОСТИКОЕВА, ГДЕ ОН ВЫСТУПИЛ КАК АКТЕР, АВТОР ПЬЕСЫ И РЕЖИССЕР

Искала я краски и для Розы Борисовны из «The Best». Знаете, моя Роза сначала была одесситкой — в свое время пригласили в Южную Пальмиру на антрепризу, которую ставил уникальный режиссер, актер, полиглот, поэт и чтец Игорь Славинский, который, увы, умер в 2018 году. Когда мы с Анатолием обсуждали мою героиню, то решили, что Роза Борисовна должна быть киевлянкой. Кстати, имена персонажей «The Best» — это реальные личности, которых Хостикоев вспомнил из своего детства и своей биографии. Так, Агнесса Анатольевна — актриса (Людмила Смородина), которая первой наведывается к ветерану (его играет Анатолий Георгиевич), — так звали соседку, когда в 1960 году Хостикоев жил на улице Владимирской, и это была рафинированная интеллигентка. А Роза Борисовна — это классная руководительница Толи из школы № 87 (по ул. Горького, ныне Антоновича), которую он окончил. Кстати, пани Розе сейчас 90 лет, и живет она в Австралии... Она узнала о нашей премьере, интересовалась, как она прошла. Радовалась успеху. А образ общественной деятельницы Леси Собко сыграла Любовь Кубюк — это выдуманный персонаж, но написан специально для этой актрисы, а монологи, которые произносит ее героиня, взяты из личной жизни.

 — Вы работали с разными режиссерами, но Анатолий Хостикоев — самый любимый, который знает все ваши сильные стороны, а поэтому в его постановках каждая ваша роль — бриллиант...

 — Мы с ним сконцентрировали совместные усилия над теми пьесами, которые, по нашему мнению, больше всего нужны зрителю. Выбирая произведение для постановки, надо зажечь творческую команду, а потом они зажигают сердца зрителей. Люблю время репетиций, и на то, что каждый раз спектакль набирает обороты, вдохновляет восприятия его публикой. Только когда вы чувствуете пульс — тогда постановка выйдет удачной. Мы с Анатолием бывали партнерами в разных спектаклях, которые были в афише франковцев в течение 18-20 лет и на которых росли поколения актеров и зрителей. Спектакли-долгожители всегда привлекали человеческой и гражданской позицией.

«ТАКАЯ МОЩНАЯ ТЕМА, КАК СВОБОДА, АКТУАЛЬНА И ВАЖНА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА!»

— Можно сказать, что ваш творческий тандем соединила музыка, начиная с легендарной рок-оперы «Белая ворона»...

 — Для меня роль Жанны д’Арк действительно стала знаковой. Премьера рок-оперы «Белая ворона» Юрия Рыбчинского и Геннадия Татарченко в Театре им. И. Франко состоялась в 1991 году. Это событие совпало с первыми революционными ростками — студенческая голодовка на Майдане. Тогда еще и близко ничто не предвещало тех испытаний, которые ждали нас через 20 с лишним лет... Постановка Сергея Данченко оставила отпечаток не только в Украине, но и в Европе — после наших гастролей. Кстати, мне тогда даже предлагали работать в Венском театре, но я вернулась домой. Хотя сама эта ситуация помогла укрепиться мне как актрисе, которой по силам инициировать некоторые драматургические работы. «Ворона» в афише франковцев была 12 лет и стала знаковой в моей личной жизни (вскоре после совместной работы над постановкой «Белая ворона» Наталия Сумская, которая играла Жанну д’Арк, Анатолий Хостикоев, который играл жениха Жанны — Жульена, поженились. — Т. П.). Вообще, такая мощная тема, как свобода, актуальна и важна во все времена!

 В 2004 году произошло возрождение постановки «Белая ворона», в которой главную роль сыграла Юлия Вдовенко, которую Хостикоев разглядел в проекте «Народный артист». А наш сын Слава — ему тогда было девять лет — играл мальчика-тинейджера, через которого мы пытались взглянуть на историю о Жанне д’Арк. Это было второе прочтение рок-оперы после Оранжевой революции. То есть вся эта история показана через ребенка. Хотя Вячеслав дебютировал на франковской сцене в роли Чарльза в «Кине IV», когда ему было пять лет... Сейчас он уже профессиональный актер. В 2017 году окончил Киевский университет театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого и работает в Театре им. И. Франко. Знаете, для нас с мужем в свое время это было в диковинку: как маленький пятилетний ребенок может так естественно и профессионально вести себя на сцене. Я до сих пор не могу этого понять и объяснить...

АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ: В АНШЛАГОВОЙ «НЕСРАВНЕННОЙ» ПАРТНЕРОМ НАТАЛЬИ СУМСКОЙ (ФЛОРЕНС ФОСТЕР ДЖЕНКИНС) ВЫСТУПИЛ  СЫН ВЯЧЕСЛАВ ХОСТИКОЕВ (КОСМЕ МАКМУН)

В прошлом году спектакль «Кин IV» отметил 20-летие. Именно с ним начался режиссерский дебют Анатолия Георгиевича. Спектакль исповедальный — о жизни в театре, профессии актера, о счастье и боли... кстати, Хостикоев выступал в трех ипостасях: как актер, режиссер и музыкант — в финале он фантастически исполняет соло на ударных инструментах (в постановке использована музыка ВИА The Beatles). Так получилось, что драматург Григорий Горин в последний год своей жизни приезжал в Киев, и когда посмотрел версию своей пьесы, назвал ее лучшей постановкой, а Хостикоева — «украинским Кином» (Эдмунд Кин, 1787—1833 гг., был легендарным английским премьером, лучшим интерпретатором шекспировских пьес, который умер на сцене. — Т. П.). В июне прошлого года этот спектакль был сыгран в последний раз, и он уже стал историей...

 С теплотой вспоминаю и музыкально-драматические фантазии «Задунаец за порогом» по мотивам оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» 2008-го — там пела и играла дочь, Дарья Мамай. У нас музыкальная семья, и это часто полезно в работе над спектаклями. Вообще, мы — как семья клоунов: любим шутить, находим юмор в разных обыденных вещах; как говорил мой отец (Вячеслав Игнатьевич Сумской), «юмор у нас под ногами, только смотри внимательнее»...

 — А какой была ваша первая встреча с Анатолием Георгиевичем — это произошло в Театральном институте?

 — Да, это была студенческий спектакль «Вестсайдская история» по мотивам бродвейского мюзикла, который поставила Ирина Молостова (царство небесное этой прекрасной женщине и режиссеру) со своим курсом. Вообще это был очень мощный, уникальный курс, и если бы не обстоятельства, то на его основе мог бы вырасти новый театр. То был взрыв, потрясение... Об этом я описываю в книге «Анатолий Хостикоев. Главная роль», которую посвятила юбилею мужа. Знаете, я мечтала попасть к ним на сцену, хотя из театральной семьи и с детства знаю театральную жизнь, но тот спектакль запечатлелся на всю жизнь! Потом судьба нас разбросала. Толя работал во Львовском театре им. М. Заньковецкой, отслужил в армии, а после возвращения в Киев два года был актером в Театре русской драмы имени Леси Украинки, с 1980-го — началась его история с Театром им. И. Франко...

«БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА КИНОРЕЖИССЕРЫ УПРЕКАЛИ МЕНЯ, ЧТО ИМЕЮ «СЛИШКОМ УКРАИНСКОЕ ЛИЦО»

— Кино и театр — ваши две любви, но мне кажется, что сцена все же преобладает?

 — Да, театр всегда у меня на первом плане. Жаль, что коронавирус не дает возможности отпраздновать 100-летие Театра им. И. Франко; спектакли откладываются или отменяются, международный фестиваль в этом году тоже не произойдет, с гастролями — так же... Впрочем, сейчас можно посмотреть записи постановок онлайн, но все-таки, по моему мнению, эти видео проигрывают, если сравнивать живые спектакли и когда ты чувствуешь реакцию зала...

 Знаете, после съемок в кино усиливается интерес зрителей. Я дебютировала, когда мне было 22 года — в ленте «Наталка Полтавка». Хотя не сказала бы, что роль Наталки Полтавки указала мой путь, но определенным образом все-таки определила мое направление — историческое. После того были еще исторические картины: «Устим Кармелюк», «Горы дымят» и другие. Мне по душе, что сложилось именно так. Я осознаю себя именно украинской актрисой. Кто же другой может исполнять эти роли? Это должна быть именно украинская исполнительница. К счастью, мне выпало сыграть их. Было бы хуже, если бы эти роли сыграли актрисы, которые остались работать в Москве. Тогда, в советское время, актеры назначались на солидные роли именно через Москву. Сегодня рада за украинское пространство, так как украинские актеры популярны, востребованы, задействованы в разных ролях и проектах здесь, у нас. Хотя было время, когда кинорежиссеры упрекали меня, что имею «слишком украинское лицо», и отказывали в ролях в советских фильмах.  Впрочем, не жалею. Сейчас я кланяюсь тем людям в пояс за то, что тогда они так определили мой путь...

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ