Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вечер открытий

С большим успехом состоялся первый Фестиваль украинской музыки в Швеции
1 ноября, 2017 - 10:22
ФОТО АВТОРА

В Стокгольме на престижной концертной площадке Musikaliska состоялся форум, «Переосмысливая Европу: Украина»/rethinking Europe: Ukraine». Не первый раз ли в таком объеме шведская публика познакомилась и открыла для себя музыку украинских композиторов: от Дмитрия Бортнянского, Николая Лысенко, Николая Леонтовича — до наших современников Мирослава Скорика, Анны Гаврилец, Леониды Десятникова, Сергея Ризоля и Кирилла Стеценко.

В зале собралась преимущественно шведская публика, дипломатический корпус, члены королевской семьи, в частности принцесса Кристина, сестра короля Карла XVI Густава и украинцы, живущие в Стокгольме. Прием был настолько теплым и торжественным, что во время исполнения Молитвы за Украину Николая Лысенко сводным детским хором «Щедрик» и Adolf Fredriks Musikklasser — весь зал встал. В каком-то смысле — ожидаемо, ведь согласно последним опросам в 11 странах ЕС именно шведское общественное мнение является наиболее благосклонным относительно Украины: нас поддерживает 65%  населения. Возможно, это закономерность, поскольку со времен основания варягом Рюриком династии Рюриковичей отношения между шведскими королями и Киевской Русью были близкими на протяжении многих веков, а Ярослав Мудрый даже был женат на дочери короля Улофа Шетконунга Ингигерде. То есть в исторических связях мы никогда не испытывали нехватки. Но теперь, когда Украина до сих пор вынуждена отвоевывать свое право на независимость, каждый шаг в смысле культурной дипломатии между нашими странами — становится действительно историческим. Особенно на фоне агрессивной культпропагандистской политики России.

Собственно, эта экспансия именно в Швеции и дала повод основательнице фестиваля, шведско-украинской пианистке Наталии Пасичник что-то изменить в этом направлении. Она написала статьи в центральные шведские СМИ, где достаточно категорично и аргументировано раскритиковала безумное российское представительство на стокгольмской культурной карте во время фактической войны России против Украины и оккупации Крыма. Слово сразу же было подкреплено делом и на общественных началах создан Украинский институт в Швеции, проведено несколько знаковых культурных событий, включая анимационный и кинофестивали и, наконец, первый масштабный по количеству приглашенных музыкантов фестиваль украинской музыки.

В целом во время фестиваля выступило 150 молодых и совсем юных музыкантов из Украины и Швеции. Была представлена инструментальная, оркестровая и хоровая музыка. Хорошо выстроенная программа состояла из сольных и ансамблевых номеров, которые динамично и контрастно сменяли друг друга и стали настоящим экскурсом в украинскую музыку ХVIII — ХХI  вв. для шведов. Также  плейлист  главного фестивального концерта подарил публике прекрасную возможность прослушать не только неизвестные им произведения выдающихся украинских композиторов, но и сполна насладиться каждым из солистов или коллективов. Ведь в одном концерте вместе выступали академический симфонический оркестр «INSO-Львів», детский хор «Щедрик», солисты — лауреаты международных конкурсов, переселенцы из Донбасса: Максим Шарпар (фо-но, г.       Енакиево), близнецы София и Анна Кисляк (скрипка, г. Лисичанск), львовянин Степан Сивохип (гобой), скрипач Назар Плиска (Варшава) и самая старая хоровая школа Швеции Adolf  Fredriks Musikklasser. Дети не только смогли продемонстрировать свой талант в Швеции, но и выступили на одной сцене со всемирно известными музыкантами: пианисткой Наталией Пасичник и шведским виолончелистом Якобом Кораньи.

Нужно сказать, что этот акцент на одаренных детях, сделанный основателями фестиваля и его партнерами Международным институтом культурной дипломатии и Responsible Future (ответственное будущее), совпал с привычно очень трогательным отношением шведов к детям. Тем более что они показали высокий исполнительский класс и чрезвычайно интересный и разнообразный репертуар.

Сначала на общем концерте «Щедрика» и Adolf  Fredriks Musikklasser в Eric Erikssonhallen, где наш детский хор продемонстрировал серьезную и глубокую программу. Кстати, дети шведской специализированной музыкальной школы Adolf Fredrik Musikklasser Farsta, где учится 900 учеников, были поражены украинским уровнем исполнения и сказали, что это замечательный хор, лучшие скрипачи и пианист в Европе. После выступлений они долго не отпускали их, задавали вопросы, общались на свои «профессиональные» темы. Собственно, это и было одной из задач, которые ставила Наталия Пасичник, организовывая фестиваль: «Дать возможность молодым талантам из Украины, которые уже успели пережить побег от войны, построить дружеские отношения с их коллегами-сверстниками, открыть путь к взаимопониманию через музыку как объединительный фактор».

Потом был триумф на гала-концерте в Musikaliska. София и Анна Кисляк, которые после переселения учатся в специализированной музыкальной школе им. Вериковского в Киеве, — показали себя виртуозными и очень музыкальными артистками.

15-летний пианист Максим Шарпар — лауреат и финалист нескольких международных конкурсов, который в настоящий момент живет один в школе-интернате, поскольку мать и отец не имеют возможности переселиться из зоны АТО, продемонстрировал особую гармоничность исполнения, свободный пианизм, благородство и интеллигентную манеру (от мальчика из Енакиево!), а в ансамбле в четыре руки с Наталией Пасичник — знаменитым «Канканом» Мирослава Скорика просто «разорвал» шведов — темпераментом и безукоризненной техникой.

10-летний гобоист из Львова Степан Сивохип был артистичным и ярким. Он явно получал удовольствие от игры в сопровождении слаженного и хорошо организованного оркестра «INSO-Львів», потом в ансамбле с другими детьми, шведским виолончелистом и Наталией Пасичник, которая является признаком большого профессионального будущего.

Скрипач Назар Плиска оказался на фестивале в последний момент, поскольку заменил девочку, которая внезапно заболела. Юный музыкант не просто выручил приятельницу, но и, по сути, осуществил маленький подвиг, выучил за два дня новое для себя произведение Кирилла Стеценко, прилетел в 6 утра, да еще и прекрасно выступил, поразив публику тонким ощущением музыки, филигранным и нежным скрипичным звуком. Недаром, Назар в прошлом году получил на Стокгольмском Международном конкурсе SIMC V сразу две первых премии!

В гала-концерте прозвучала и интересная премьера произведения одной из самых известных современных композиторов Швеции Андреа Тарроди — концертино Песни неба/Songs of the Sky, написанного специально для этого фестиваля и посвященного Наталии Пасичник, на основе украинской и шведской народных мелодий. Необычайно выразительная и эмоционально красноречивая музыка, написанная с отличным пониманием особенностей исполнительского стиля Наталии, теперь станет символом  современных украинско-шведских музыкальных отношений.

Также впервые в Швеции прозвучал фортепианный концерт Франца Ксавера Моцарта (сына В.-А. Моцарта), который прожил большую часть своей жизни во Львове. Безукоризненно блестящее исполнение этой буквально фееричной музыки Наталией Пасичник в супер-элегантном сопровождении оркестра «INSO-Львів» окончательно убедило публику в том, что украинская академическая классическая музыка и ее исполнительская школа — это музыкальное сокровище, которое нужно найти, открыть и влюбиться в него навсегда и стать его сторонником и популяризатором. Кажется, что тогда такие инициативы будут иметь не только культурно-художественный смысл и перспективу, будут формировать имидж, налаживать отношения и обмены, но и начнут влиять на качественно иное отношение европейцев к Украине как к самостоятельной и самодостаточной стране, которой есть чем гордиться и что показать в европейских столицах на лучших концертных площадках Европы.

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ, Стокгольм — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ