Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

На сцену Национальной оперы вернулся балет выдающегося украинского композитора Евгения Федоровича Станковича
3 февраля, 2022 - 16:12

Более двух лет прошло с последнего показа, существенно изменился исполнительский состав: много молодых людей появилось как в балетной труппе, так и в оркестре. К сожалению, ушел из жизни дирижер Аллин Григорьевич Власенко... Поэтому спектакль требовал капитального обновления.

Оркестровую партитуру тщательно изучил и воплотил Виктор Олийнык, которого хочется поздравить с уверенным дебютом как дирижера-постановщика на киевской сцене! Оркестрово, ритмично, интонационно сложная музыка под его уверенной рукой поразила раскрытием богатейшей композиционной палитры: яркой образностью, театральностью, драматургичностью каждой темы. Это не самая легкая не только для исполнения, но и для восприятия музыка: она требует от слушателя если не специальной подготовки, то определенной эрудиции и чувства юмора, чтобы оценить наряду с роскошными симфоническими лирическими сценами юмористические, а иногда и курьезно-саркастические обработки хорошо знакомых мелодий — от рождественских колядок до самых популярных на слух танго и даже цитирований классики.

***

Возобновление фантасмагорической постановки Виктора Литвинова вернуло зрителю многоплановую хореографию, в которой гармонично сочетается неоклассика и модерн, лирика и фольклор, юмор и гротеск. Несмотря на то, что спектакль был создан почти 30 лет назад (премьера под названием «Ночь перед Рождеством» на либретто А. Белинского и В. Литвинова по мотивам произведений Н. Гоголя под руководством выдающегося дирижера-постановщика Владимира Кожухаря состоялась 9 июля 1993г.), ни хореография, ни великолепное художественное оформление Марии Левитской не утратили актуальности, свежести.

***

Интересно и курьезно, что первая премьера спектакля на рождественский сюжет состоялась в разгар лета, но в дальнейшем определенная сюжетная «сезонность» сыграла не в пользу частоты и периодичности появления ее в репертуаре, вплоть до полного исчезновения...

Решение о первом возобновлении «Ночи перед Рождеством» было принято в связи с 200-летием со дня рождения Николая Гоголя. 30 октября 2008г. состоялась премьера обновленного спектакля, который в основном повторил первую постановку. Но были и отличия. В финал Виктор Литвинов добавил картину свадьбы Оксаны и Вакулы, по сути, одновременно ставшую тонко вплетенным в сюжет эффектным финальным выходом всех участников спектакля. Несколько был видоизменен и рисунок партий главных героев. Несмотря на все, спектакль снова постепенно сошел с репертуара: зимой, на новогодне-рождественские праздники, по традиции, балетная труппа нарасхват в смысле зарубежных гастролей. Чисто рождественский спектакль некому репетировать, танцевать, а после праздников как будто уже не актуально... Поэтому в 2015-м было принято решение об изменении названия из-за его привязки к конкретному празднику, потому что спектакль не может идти раз в сезон. С тех пор он шел под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

***

Очередная большая пауза была связана с вызовами, брошенными театрам и всей креативной индустрии пандемией. Третье возвращение состоялось 30 января в заполненном зале, что показало, насколько этот спектакль востребован и ожидаем. Благодарная публика долго не хотела отпускать артистов, которые сами танцевали с видимым усердием и удовольствием. Среди исполнителей были и те, кто танцевал раньше: высокотехничный и харизматичный Ярослав Ткачук (Вакула), трепетно-романтичная Татьяна Лезова (Оксана), аристократично-классический Ян Ваня (Потемкин) и безгранично привлекательный, юркий и прыгучий Даниил Силкин (Чорт). Но большинство сольных партий исполняли новички: изящно-томная Юлия Москаленко (Царица), легкая и сияющая Мисаки Момма (Луна), смешные Владимир Кутузов (Голова), Денис Турчак (Чуб), а вот компанию им в роли Дьяка составил опытный Никита Соколов, который издавна полюбился публике в этой комической роли.

Такова судьба выпала этой постановке, что ее пластическое решение при каждом возрождении обновляется и богатеет. Ведь это не строгий классический спектакль, в котором испокон веков определены амплуа, к которым готовят артистов со школьного станка, а именно тот случай, когда каждая характерная партия напрямую зависит от характера самого исполнителя. Виктор Литвинов зорким балетмейстерским глазом безошибочно определяет тех, кто способен воплотить его замысел, да еще и привнести что-то свое! Интересный образ ведьмски привлекательной Солохи создала Елена Карандеева, с легкостью и артистизмом преодолев технические сложности и сногсшибательный ритм партии, в работе над которой ей помогала как педагог-репетитор первая исполнительница Солохи — Ирина Бродская. Кстати, именно ей был посвящен спектакль по случаю юбилея, дополнительным подарком к которому стало присуждение ей почетного звания народной артистки Украины.

***

Одной из важнейших составляющих творчества Виктора Литвинова является его стремление к воплощению национального балетного репертуара, и в этом ему равных мало. Количество его спектаклей и хореографических миниатюр на музыку украинских композиторов впечатляет. Его творчество знают не только в Украине, но и за океаном. К сожалению, не знакомы отечественному зрителю канадские постановки, сделанные Литвиновым по заказу фирмы «Сулима Продакшн»: «Времена года», «Запорожец и султан», «Путь к гопаку» на музыку Ю. Шевченко. Только «Золушку» («Полтавскую синдерелу») много лет назад увидела киевская публика в исполнении канадского танцевального коллектива «Шумка».

Возвращение «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — безусловно, положительное событие национального культурного масштаба! Спектакль живой, вневременной с точки зрения сюжета и актуален как никогда, учитывая его национальный колорит. Для каждого персонажа Виктор Литвинов создал характерные образы — лирические, юмористические, гротескные, а иногда и саркастические в зависимости от перипетий сюжета. Его хореография пропитана Гоголем, говорит на его ярком языке как в сольных, так и в массовых сценах, будь то колоритные сцены народных гуляний, классически графический танец звездочек-снежинок, с добрым юмором обрисованная бойкая кавалькада Запорожцев или же помпезно-гротескный придворный бал. Юмор постановщика просто неисчерпаем, и в труппе всегда находятся желающие попробовать себя в этом непростом амплуа, учитывая, что здесь нет ни одного «серьезного» персонажа, кроме лирической Оксаны, да и она же, как положено при ухаживаниях, должна быть веселой и зажигательной.

Следующий показ балета «Вечера на хуторе близ Диканьки» запланирован на 22 февраля.

Лариса ТАРАСЕНКО. Фото предоставлено Национальной оперой Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ