Кажется, что только вчера Киевский Молодой театр бурно отмечал свое 25-летие. В обновленном, пахнущем свежей краской, зрительном зале звучали приветственные речи. Тогда Молодой театр подготовил премьеру спектакля «В моем конце — мое начало» по Фридриху Шиллеру в декорациях... оранжевой революции. Главный вопрос, прозвучавший в спектакле, который на тот момент волновал театр и его художественного руководителя Станислава Моисеева — кем станет оппозиция, придя к власти? Сохранит ли она свою мораль?
И вот пролетело пять лет... Спектакль о двух непримиримых королевах и сегодня в репертуаре Молодого. А еще в афише театра появились: провокационно-искренняя «Московиада», соблазнительно-невинная «Голубка», пронзительно-гротескная «Четвертая сестра», патриархально-чистая «Эмили», афористично-парадоксальная «Пока мама не пришла» и другие постановки.
30 лет любимого киевлянами Молодого театра — это повод, чтобы собрать друзей и почитателей. Признаться, поводов таких театр дает немало. К примеру, стоит учесть, что годовщину создания в прошлом Молодежного, а ныне просто Молодого театра коллектив отмечает дважды — 14 декабря, в день первого сбора труппы, и 26 апреля, в день показа первой премьеры театра «С весною я к тебе вернусь». Кроме того, новостийная лента театрального сайта пестрит локальными, но значимыми событиями — десятилетие нашумевшего спектакля «РЕхуВИлийЗОР», 100-й показ «Синего автомобиля», 200-й «Дон Жуана», десятилетие «Русалочки». Прибавить к этому участие коллектива в разнообразных театральных фестивалях в Украине и за рубежом.
С Киевским Молодежным, а с 1995-го — Молодым театром связаны судьбы многих известных украинских режиссеров. У истоков театра стоял Александр Заболотный, затем, сменяя друг друга, прошли такие мастера, как Виктор Шулаков, Николай Мерзликин, Владимир Оглоблин, Лесь Танюк и другие, пока накануне 1997 г. художественное руководство коллективом не принял Станислав Моисеев. Он сплотил труппу, стабилизировал (далеко не простую и совсем не творческую в ту пору) ситуацию в театре. И вот уже на протяжении 14-ти лет судьбы Молодого театра и его худрука неразделимы. Иногда, если можно так выразиться, Моисеев «изменяет» родному театру с другими коллективами, яркий пример тому — недавняя постановка гоголевской «Женитьбы» в Драматическом театре им. Йокая в венгерском городе Бекешчаба, но все же свои лучшие, программные спектакли поставлены Станиславом Анатольевичем на сцене Молодого.
«Дон Жуан» — его первый спектакль (вышел в ноябре 1997 г.). Уже сыгран более 200 раз, но все также блестящ актерский дуэт Станислава Боклана — Алексея Вертинского, покоряющий с первого показа и до сегодняшнего дня публику. Может, только еще более безрассудно нынешний Дон Жуан бросает вызов небесам, идя навстречу собственной погибели. Затем, если полистать театральную афишу, была шекспировская «Трагедия Гамлета, принца датского» — мрачный портрет целого поколения, разочарованного и разуверившегося, портрет беспощадный, но удивительно точный. Примерно в это же время — на рубеже тысячелетий — в репертуаре Молодого театра появляется ибсеновская «Гедда Габлер», пленяющая зрителя эстетикой разрушения... Эти спектакли закрепили за С.Моисеевым репутацию режиссера тонкого и интеллигентного. Большинство постановок Станислава Анатольевича отмечено престижной театральной премией «Киевская пектораль» (в целом ряде номинаций).
Накануне Нового года Киевский Молодой театр пригласил своих друзей и почитателей на празднование своего 30-летия. Основным «блюдом» праздничного вечера стал показ премьеры — спектакля «Сатисфакция», поставленного Станиславом Моисеевым по шекспировской комедии «Венецианский купец». На классическом материале режиссер выстраивает яркий и современный спектакль-зрелище, вовлекая зрителя в разговор о добре и зле, о справедливости и милосердии, наконец, о законе, его букве и духе.
В центре повествования — ростовщик из Венеции, еврей Шейлок, чье имя давно стало нарицательным. Образ Шейлока — актерская удача Алексея Вертинского. Хотя его герой не внушает зрителю симпатии — уж слишком люто он ненавидит христиан, уж чересчур настойчиво требует пресловутого «фунта мяса купца Антонио», положенного ему по просроченному векселю. И, вместе с тем, Шейлок-Вертинский вызывает понимание у зрителей своим желанием добиться справедливости, получить то, что принадлежит ему по закону. А в финале — вызывает у публики сострадание, так как, пройдя тернистый путь поборника справедливости, получает полную сатисфакцию, совершая самоубийство в ванной. Мягкая пластика Алексея Вертинского, плавная и вкрадчивая речь не могут скрыть железной воли его Шейлока, который к финалу спектакля приобретает черты и масштаб героя трагического.
Спектакль назван «Сатисфакцией» не случайно. В финале удовлетворение получат практически все герои. Юный повеса Бассанио (Дмитрий Тубольцев) возьмет в жены очаровательную маленькую хищницу Порцию (Валерия Ходос), тем самым удовлетворив свою любовную лихорадку и попутно решив материальные проблемы. Его слуга Грациано (Марк Дробот) обретет свое счастье в лице горничной Порции — Нериссы (Анна Васильева), копии своей госпожи и наперсницы. В свою очередь, Порция и Нерисса, весьма бойкие и предприимчивые барышни, останавливая свой выбор на означенной парочке друзей, приобретают себе мужей — потенциальных «подкаблучников», наглядно продемонстрировав свое интеллектуальное, моральное, а заодно и материальное превосходство, в частности, в знаменитой сцене суда и последующей истории с кольцами. Наличие слабых, уступающих им по всем параметрам мужей, не сможет помешать девушкам и в дальнейшем оставаться неразлучными.
Полнейшего удовлетворения достигнет и любвеобильная Джессика, дочь Шейлока (Иванна Бжезинская). Она получит мужа себе под стать — пылкого и безрассудного Лоренцо (Станислав Бжезинский), станет христианкой, и помимо всего прочего — наследницей богатств, накопленных алчным отцом. И даже купец Антонио (Станислав Боклан), только что чудом избежавший смерти, останется удовлетворён — помимо нежной дружбы с юным Бассанио, все его корабли с ценными грузами, ранее считавшиеся погибшими, также останутся при нём. Все любимы, богаты и счастливы. Кроме, конечно, Шейлока, да тот сам виноват...
Станислав Моисеев поставил спектакль о том, что добро всегда побеждает зло, а потом долго бьёт его палкой по голове. До полной сатисфакции...
Но не столько классикой, а и современной, острой драматургией сегодня живет коллектив Молодого театра. Среди наиболее заметных постановок последних лет — своеобразная трилогия: «Московиада», «Четвёртая сестра» и «Торчалов». Тексты Юрия Андруховича, Януша Гловацкого, Никиты Воронова актуальны и злободневны. Постановки Станислава Моисеева отмечены трешевой эстетикой, гротесковыми выразительными средствами, балансировкой на грани фола.
В последние годы Молодой театр стал сценической лабораторией современного, живого украинского языка. Для адаптации иноязычной драматургии и прозы театром привлекается целый корпус переводчиков, многие из которых являются известными литераторами, в частности, Александр Ирванец и Андрей Бондарь.
Весьма плодотворной стала работа театра с молодой режиссурой. Можно вспомнить, как в конце 1990-х мощно прозвучали постановки Дмитрия Лазорко. На протяжении прошедшего десятилетия Молодой театр успешно сотрудничает с такими режиссерами, как Евгений Курман, Юрий Одинокий, Дмитрий Богомазов... Премьера минувшего сезона «Пока мама не пришла» в постановке французского режиссера Кристофа Фётрие определяет перспективное направление в работе Молодого — на современный европейский театр.
У Молодого театра запоминающееся прошлое, яркое и плодотворное настоящее и многообещающее будущее. Главное, что творческий коллектив воспитал своего зрителя — молодого, как сам театр.