Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Венеция: украинское вторжение

Наш кинематограф будет представлен на беспрецедентном уровне на старейшем кинофестивале мира
27 июля, 2021 - 17:02

Вчера организаторы Мостры (так называют Венецианский фестиваль в Италии) объявили конкурсную программу. Впервые в истории Украина будет представлена сразу тремя фильмами в конкурсах кинофорума. Мировая премьера "Отблиска" Валентина Васяновича пройдет в основном конкурсе, а "Носорога" Олега Сенцова и "Цензорку" словака Петера Керекеша покажут в параллельном соревновании "Горизонты".

"ОТБЛИСК"

Из обнародованной продюсерами информации известно, что в "Отблиске" речь идет о враче-добровольце, который после возвращения из плена пытается приспособиться к мирной жизни. Он общается с бывшей женой и со своей 12-летней дочерью, которая так же травмирована из-за смерти близкого человека на войне. Продюсерами фильма выступили Валентин Васянович, Ия Мыслицкая, Владимир Яценко и Анна Соболевская. Производство осуществили компания "Арсенал филмс" при участии ForeFilms и финансовой поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино.

Вот что Валентин рассказал «Дню» о своем новом фильме.

- Как возник этот замысел?

- "Отблиск", как и "Атлантида", тоже начинался с жизненной ситуации. Об мое окно ударилась птица. Остался отпечаток - впечатляющая графическая работа до мельчайшей подробности. Это каждое перышко со всей структурой, в районе головы кровавое пятно, тоже с перьями. Я побежал за камерой - и пошел дождь как на убытки, смыв детали. Я все равно снял свою дочь, как она смотрит на этот след, обводит пальчиком. Три минуты классного кино. Планировал документальный фильм о восприятии ребенком смерти, все эти детские церемонии, игры в захоронения. Но быстро выдохся. То, что было удачным, забрал в игровой кинофильм. Зерно - общение папы и ребенка о смерти. А кто протагонист? Придумал героя-режиссера, поскольку мне проще написать о нем. Сценарий получился прозрачный, легкий, местами драматичный, но не мощный эмоционально, немного как японский стих-хокку - выражение, которое генерирует собственное состояние. Появился второй герой, более актуальный - политтехнолог. Продвигая свою партию, он подвергает близкого человека опасности, и это приводит к трагедии.

Но сейчас уже третья история, сейчас герой - хирург, который попадает в плен на войне. Возвращается с такой травмой, которая лишает жизнь смысла. И ближайшим к нему человеком остается дочь. Общаясь, они движутся навстречу друг другу. Он за нее фактически цепляется. Это в общих чертах.

- А актеры? В "Атлантиде" играли настоящие ветераны - так будет и здесь?

- На этот раз профессионалы. Хорошие. В "Отблиске" уже на уровне сценария достаточно мощная и сложная драматургическая конструкция, которую непрофессионалы просто не вытянут. Типажом не отделаешься.

"НОСОРОГ"

Работа над "Носорогом" началась еще в 2012 г., однако была остановлена из-за незаконного ареста Олега Сенцова российскими спецслужбами в 2014-м. После его освобождения в 2019-м работа над проектом была восстановлена. Съемки проходили в Кривом Роге, Львове и Киеве и завершились в декабре 2020-го. Главные роли исполнили Сергей Филимонов, Евгений Черников, Евгений ГРИГОРЬЕВ и Алина ЗЕВАКОВА. История основана на реальных событиях 1990-х в Украине. Главный герой - наемный убийца по прозвищу Носорог - строит своего рода криминальную карьеру, которая, впрочем, ведет его совсем не туда, куда он ожидал. Как указано на странице фильма, в сюжете "не нашлось места романтизации тех времен. Зато есть жесткая правда о 90-х с их разборками, стрелками и законом сильнейшего".

"Носорог" создан в копродукции Украины (компании "Артхаус Трафик", "Край кинема"), Польши (Apple Film Production) и Германии (Ma.ja.de). Генеральными продюсерами ленты выступили Денис Иванов ("Артхаус Трафик") и Олег Сенцов. Фильм поддержан, кроме украинских государственных структур, Польским киноинститутом, немецким кинофондом Medienboard Berlin-Brandenburg и фондом Eurimages, который профинансировал половину бюджета картины.

Особую пикантность придает тот факт, что следующий после "Носорога" проект Сенцова даже не был допущен к участию в последнем конкурсе-питчинге Госкино. Сам режиссер так прокомментировал этот факт:

"Мой следующий проект под названием «Кай», драма о семейных отношениях, которую мы подали на госфинансирование, даже не был допущен к следующему питчингу Госкино. Официальная причина - низкие оценки экспертов. Я всегда был против кумовства и получения каких-либо преференций из-за того, что кто-то когда-то сидел в российской тюрьме. И хотя я все годы заключения постоянно слышал, как люди ждут, когда я выйду на свободу и начну снимать свое кино, после освобождения говорил, что хочу работать наравне со всеми остальными.

Но когда тебя снимают с конкурса не из-за слабого сценария, а из-за твоей гражданской позиции и политических взглядов, это не имеет никакого отношения к честному творческому отбору лучших.

Ноунейм-эксперты, фамилии которых даже не указывают ни в их заключениях, ни на сайте Госкино, поставили моему проекту заведомо низкие оценки по указанию Главы Офиса Президента. Мелкая месть мелких людей. Как мне сообщили неофициально, это реакция на мою критику власти, поддержку преследуемых активистов и отсутствие ожидаемого уровня почитания, а проще говоря - отказ лизать задницы. Это попытка указать место.

Так вот, уважаемые временщики! Я никогда никого не боялся и вас не буду. Я никогда не молчал, когда происходит несправедливость - и сейчас не буду. Если вы думаете, что я склоню голову, то вы сильно ошибаетесь. Если вы думаете, что сможете продолжить разрушать страну и ее культуру, навязывая свои грязные правила, знайте, что есть человек, который не даст вам это делать. Все, что я хотел, это честно снимать кино, но я больше не могу это делать. По крайней мере в Украине и по крайней мере – при этой власти».

Здесь стоит добавить, что, несмотря на то, как проходило назначение нынешнего руководства Госкино, а потом и формирование экспертных советов при Госкино, в словах Сенцова может быть значительная доля правды.

"ЦЕНЗОРКА"

Лента "Цензорка" является совместным продуктом Словакии, Чехии и Украины. Картина Петера Керекеша рассказывает историю молодой женщины по имени Леся, которая была приговорена к заключению в одном из исправительных учреждений Одессы. Она только что родила ребенка и попала в мир, населенный только женщинами: заключенными, медсестрами и надзирательницами, женами и вдовами, дочерьми, сестрами, беременными и женщинами с детьми. Все так или иначе - заключенные, невольницы системы.

Петер Керекеш родился 3 апреля 1973 года в Кошице, тогда - Чехословакия. Учился кинорежиссуре в Академии исполнительских искусств в Братиславе в 1991-1998 годах, там и поныне продолжает работать в качестве преподавателя. Вместе с режиссером Душаном Ханаком участвовал в основании Ателье художественного и документального кино. Хотя Петер хотел снимать игровые картины, в его фильмографии преобладает документалистика. Его полнометражный документальный фильм "Как приготовить историю" (2008), построенный как серия интервью с военными поварами разных армий мира и из разных войн - от Второй мировой до Чеченской, - был награжден на многочисленных международных фестивалях, в том числе таких престижных, как немецкий DOK Leipzig (Приз FIPRESCI) и канадский Hot Docs (Специальная премия жюри) и номинирован на европейскую кинопремию Prix Arte. "Цензорка" стала его первой режиссерской работой после шестилетнего перерыва и первым игровым полным метром. Украинским продюсером картины является Денис Иванов (кинокомпания «Артхаус Трафик») при поддержке Министерства культуры и информационной политики Украины. Все съемки проходили в Украине и при участии украинских актеров и актрис.

Стоит отметить, что за последние годы это уже третий крупный совместный проект нашей и словацкой киноиндустрии. Так, в 2017-м вышел криминальный триллер «Предел» (режиссер - Петер БЕБЬЯК, Словакия-Украина), получивший Приз за лучшую режиссерскую работу на фестивале в Карловых Варах и установивший рекорд кассовых сборов в Словакии, собрав 1,8 млн евро, а в 2019-м - драма «Окрашенный птенец» (Вацлав Маргул, Чехия-Словакия-Украина), тоже отобранная в основной конкурс Венеции; этот фильм в декабре того же года попал в короткий список "Оскара".

"ПАМФИР"

Еще один проект, который создается при поддержке Украины, будет принимать участие в фестивальном кинорынке Venice Production Bridge. Ранее было объявлено, что фильм режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука "Памфир", который находится на стадии постпродакшна, стал одним из 30 проектов игровых фильмов, отобранных для участия в этой секции фестиваля. Главный продюсер "Памфира" - Александра КОСТИНА (компания Bosonfilm), которая будет представлять фильм в Венеции. Есть так же копродюсеры из Польши, Франции и Чили.

Сам режиссер отметил по просьбе «Дня»:

- Venice Production Bridge - это рынок, на котором ищут последнюю долю финансирования. А также там происходит сватовство, к тебе присматриваются. Скажем так: причина нашего обращения туда - то, что нам нужно найти несколько последних процентов финансирования на визуальные эффекты. В копродукции работать не так-то просто. То, что можно сделать в Украине за 100 долларов, в Польше сделаешь за 200, а во Франции – за 300. Нужен баланс. Ведь некоторые операции надо отдавать копродюсерам, и вдруг ты обнаруживаешь это расхождение в ценах. У нас в течение последних 3-4 месяцев идет монтаж. В августе мы выходим на стадию цветокоррекции, в сентябре - спецэффекты и тому подобное. То есть активная стадия постпродукции. Главная задача сейчас - завершить фильм и чтобы на все хватило.

Очень ждем возможности поделиться хотя бы какими-то кадрами. Далее, в следующем году - фестивальная стратегия. К большому сожалению, я в Венецию не еду: буду заниматься цветокоррекцией в Варшаве. Лета у меня просто не было: провел в разъездах между Киевом и Варшавой, где происходит вся постпродукция.

Что касается собственно фильма, то все, что я могу сейчас сказать: он о семье в пограничной зоне, о нелегальном бизнесе, но одновременно - и не о бизнесе. О человеке, который хочет быть хорошим семьянином и именно ради семьи сворачивает с честного пути.

***

Венецианский кинофестиваль является старейшим и одним из самых престижных в мире. Долгое время отборщики Мостры игнорировали украинское кино. Ситуация изменилась в 2019-м, когда победу в конкурсе "Горизонты" одержала "Атлантида" Валентина Васяновича. В прошлом году полнометражный дебют Натальи Ворожбит "Плохие дороги" получил награду Verona Film Club Award в параллельной программе фестиваля "Неделя критики".

Главный приз Мостры - «Золотой лев» за лучший фильм полнометражного конкурса, "Серебряный лев" лучшему режиссеру, приз Большого жюри, Кубок Вольпи за лучшую женскую и за лучшую мужскую роль, Специальный приз жюри - вручается по желанию жюри режиссеру, актеру или актрисе за совокупный вклад в киноискусство, "Золотая Озелла" - приз за лучший сценарий, операторскую работу, выдающиеся технические достоинства, оригинальную музыку (номинации на этот приз определяются индивидуально для каждого фестиваля), приз за лучший сценарий, приз Луиджи Ди Лаурентиса - Лев Будущего - за лучший дебютный фильм, Премия Марчелло Мастроянни - лучшему молодому актеру или актрисе.

78-й Венецианский кинофестиваль будет проходить с 1 по 11 сентября.

 

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, "День"
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ