28 марта во Львове состоится презентация компакт-диска, посвященного Соломии Крушельницкой. Известная львовская певица Лилия Коструба порадует любителей камерного пения записями вокальной лирики (недавно вышел в свет ее компакт-диск «Осінній вальс» с записями романсов Анатолия Кос-Анатольского, и вот в руках новая работа — «Галицький солоспів», где Лилии Кострубе аккомпанирует за фортепиано Ярослава Матюха). Именно такой «персональный состав» дуэта сразу вызывает интерес и уважение к предложенным исполнительницами интерпретациям, ведь известные и любимые сольные пения (Виктора Матюка, Остапа и Нестора Нижанкивских, Дениса Сичинского, Ярослава Лопатинского, Станислава Людкевича, Николая Колессы, Анатолия Кос-Анатольского и др.) звучат в этой записи особенно аутентично и доподлинно.
За этим ощущением (надеюсь, не ошибочным, ведь прослушал этот диск несколько раз) — многолетний сценический опыт Лилии Кострубы как солистки Львовской филармонии, которая постоянно включает в программы своих концертов жемчужины галицкого вокального репертуара. Особенной тождественности исполнению придает по-хорошему ощутимая партия концертмейстера, ведь Ярослава Матюха была одной из первых исполнительниц галицкого сольного пения в содружестве с Марией Процевят, сестрами Бойко, на что их «благословил» незабываемый Анатолий Кос-Анатольский. Именно в общении с композиторами (Кос-Анатольским, Колессой, Скориком, Фильц) возникало первопрочтение их произведений, что позволило Ярославе Степановне заложить традицию исполнения этой музыки, которая развивается и уточняется с каждой новой солисткой. Лилии Кострубе удалось расширить созданное предшественницами «интерпретационное поле», дополнить его собственными, подчеркнуто личностными оттенками. Среди них — какая-то особенная исповедальность, почти интимность высказывания (в «Веснівці» Матюка, «Маєвій нічці» Лепкого), изысканная элегантность интонирования («Твої очі, як те море» Дрымалыка, «Я марила всю нічку» Колессы), артистизм и эффектность (в «Зозулях» Кос-Анатольского, «Весняному вітрі» Фильц), философская углубленность (в сольных пениях-молитвах Соневицкого, Козаренко), элегическое повествование (в романсах Сичинского «Із сліз моїх» и Лопатинского «Давня весна»).
Особой изысканности компакт-диску придает его дизайн, где использовано фото дуэта в салоне дома-музея Соломии Крушельницкой. Симптоматически, что рецензированный компакт-диск завершается сольным пением В.Матюка «Родимий краю», который так любила и всегда исполняла в концертах великая Примадонна.
Убежден, что «Галицький солоспів» с записями Лилии Кострубы и Ярославы Матюхи станет ценным пополнением коллекций филофонистов, а почитатели вокальной лирики смогут всецело насладиться искусством исполнительниц на презентации, которая состоится в Концертном зале имени Анатолия Кос-Анатольского факультета культуры и искусств Львовского национального университета.