Режиссером-постановщиком концерта выступит дочь композитора Алена Мозговая. Каким был маэстро, как сочинял музыку и стихи, трудно ли жить в тени такой многогранной личности, как Николай Петрович? Ведь еще при жизни его назвали «классиком украинской эстрады». Народный артист Украины, композитор, профессор Национального педагогического университета им. Драгоманова Николай Мозговой очень любил жизнь и успел много сделать, оставив многочисленным поклонникам его таланта огромное творческое наследие. Песни маэстро есть в репертуарах многих известных исполнителей, большая часть их стала народными шлягерами — «Край, мій рідний край», «Материнська любов», «Минає день, минає ніч»... Мозговой — один из немногих мастеров старшего поколения, каждый год дававший по нескольку сольных концертов на главной сцене страны — во Дворце «Украина». Николай Петрович всегда пел вживую и являлся ярым борцом с засильем «фанерного» пения на эстраде.
В последние годы композитор много занимался благотворительностью. На новогодние праздники устраивал елки для детей-сирот из школ-интернатов и детдомов. Мозговой взял шефство над школой в селе Новая Александровка на Киевщине, возле которого чуть не погиб в автомобильной аварии...
Николай Петрович умер внезапно. 30 июля исполнится год, как нет его вместе с нами. Но остались записи, воспоминания, клипы, киноленты, интервью и отремонтированный и оснащенный современным оборудованием Национальный дворец искусств «Украина». В нем на протяжении пяти лет Николай Петрович был генеральным директором и художественным руководителем. Именно на этой сцене 31 марта и состоится вечер памяти Николая Мозгового «Вірилось, бажалось, не збулось».
Режиссер-постановщик концерта дочь маэстро Алена Мозговая начинала свою творческую карьеру как певица. Ей пророчили успешное восхождение на песенный Олимп, ведь у Алены прекрасный голос, она хорошо образована и умела удачно подбирать репертуар, но девушка вдруг покинула сольную карьеру и увлеклась продюсированием. И, нужно отметить, довольно удачно. Сейчас ее называют «мамой украинского «Евровидения», ведь именно с легкой руки Алены Мозговой наша страна в 2003 г. впервые послала на этот международный конкурс своего представителя — Александра Пономарева. И хотя его выступление не принесло Украине высоких результатов, Пономарев проложил дорогу другим (Руслане Лыжичко, Верке Сердючке, Ани Лорак и др.). Сегодня вокруг «Евровидения» бушуют страсти, но это уже другая история...
— Алена, каким Николай Петрович был вне работы, дома?
— Очень внимательным, заботливым. Воспоминания о нем у меня самые светлые. Когда я была маленькой, еще до школы, отец всегда брал меня с собой на гастроли. А когда стала школьницей, то ездила с ним на концерты только летом... Для написания песен отцу рояль был не нужен. Музыка звучала у него внутри! И тогда он бросал все дела, садился и записывал ноты. Это был какой-то интимный процесс в его жизни, непубличный. Поэтому как именно рождались песни, я рассказать не могу. Я видела уже процесс на уровне бумаги. А как это происходило в мыслях отца, мне не дано было узнать... Он не дал возможности подсмотреть!
— Ваши родители всю жизнь прожили вместе. Наверное, имели свой «рецепт» счастья?
— Рецепт очень простой. Их брак хранила любовь. Они поженились по большой любви. В декабре исполнилось бы 40 лет с тех, как родители были вместе. А еще важным было умение уступать друг другу, прощать обиды, хоть это часто бывает и нелегко. Но когда любишь, нет таких вещей, которые ты бы не понял и не простил. Иначе это не любовь.
— У вашего отца в характере была резкость, прямолинейность, порой и жесткость...
— Он был очень справедливым человеком. Повышенное, даже обостренное чувство справедливости и вызывало такие эмоциональные всплески. Например, в виде резких, критических интервью. На самом же деле отец был не жесткий, а очень добрый человек. Об этом могут сказать все, кто знал его близко. Об отце говорили, что он человек большого сердца, оно-то и не выдержало эмоциональных нагрузок. Друзьям он мог отдать последнее. К нему много людей приходило за помощью. Причем абсолютно разных, даже незнакомых. Он всегда и всем помогал: кому-то решить проблемы с квартирой, кому-то — в вопросах, касающихся суда или прокуратуры, одалживал деньги... Когда просили, он не мог отказать. Мог снять с себя последнюю рубаху и отдать...
— Николай Мозговой останется в памяти не только как композитор и певец, но и как организатор фестивалей «Море друзей» в Ялте и конкурса памяти Владимира Ивасюка в Черновцах. Не собираетесь ли вы возобновить эти фестивали?
— Нет. Это уже пройденный этап. Мы собираемся сделать конкурс памяти Николая Мозгового. Правда, я еще не знаю когда. Это будет конкурс молодых исполнителей, где одним из условий будет исполнение песни Мозгового. Поскольку песни у отца не простые, в некоторых нужен большой диапазон голоса, то в конкурсе точно будут участвовать только люди, умеющие хорошо петь. Отец очень переживал по поводу того, что на сцене появляется все больше и больше людей, у которых нет ни голоса, ни слуха, а он считал, что на эстраде должны выступать те, кто обладает талантом и голосом.
— В кабинете Николая Петровича были иконы. Он был религиозным человеком?
— У отца было свое отношение к религии, некая смесь христианства и язычества. Он не мог не восхищаться солнцем, природой. Но верил в Бога. У него было много икон, он был высокодуховным человеком. Он меня учил прощать. Ведь когда мы прощаем, нам становится легче (не тому человеку, которого мы простили, а именно нам).
— А вы можете прощать?
— Конечно. Научилась это делать и не держу зла на тех людей, которые меня предали.
— В Национальном педагогическом университете им. Драгоманова открылся Музей Николая Мозгового. Чья это была инициатива?
— Инициатива ректора этого университета — Виктора Андрущенко. Отец преподавал в университете, заведовал кафедрой. На кафедре и выбрали кабинет, в котором сделали музей. Мама отдала много личных вещей: все награды, которые у него были, рояль, на котором отец играл. Пусть на нем играют студенты.
— Расскажите о вечере, который пройдет во Дворце «Украина». Кто в нем выступит?
— Режиссером буду я. А звучать будут песни Николая Мозгового в исполнении разных артистов. Некоторые песни в исполнении отца покажем в записях на больших экранах. Это будут те песни, которые должен исполнить именно Мозговой.... «Минає день» споет София Михайловна Ротару, «Край, мій рідний край» будет петь Руслана Лыжичко, «Материнську любов» исполнит Александр Пономарев. В концерте будем использовать эксклюзивное видео, которое еще никто не видел. В Киев приедет большой друг отца Игорь Саруханов. Он уже записал песню. Будут выступать Тина Кароль и Гайтана, а из молодых исполнителей — Эрика, Кирилл Туриченко. Все они будут петь песни Николая Мозгового.
О «ЕВРОВИДЕНИИ», ПОКУПНЫХ ФОРМАТАХ И ОСОЗНАННОМ ВЫБОРЕ
— Вы стояли у истоков «Евровидения». Стало какой-то недоброй традицией, что украинские отборочные туры проходят со скандалами...
— Это началось не сегодня. Вспомните, как на конкурс 2005 г. попали «Гринджолы»... Не хочу вспоминать... Из участников «забега» этого года, на мой взгляд, самой яркой была Джамала. С точки зрения вокала, харизмы, неординарности — да и всего остального. Но победила Мика Ньютон. Я ничего не имею против этой певицы, но ее «Ангелами» никого в Европе не удивишь. Джамала — это другой уровень, ее песню «Смайл» на сто процентов поддержали бы европейские телезрители. Хорошо, что наконец приняли решение об ограничении количества SMS, отправленных с одного телефона, возможно, в следующем году отборочные туры пройдут уже без скандалов.
— Как вы думаете, нужен ли вообще отбор на этот конкурс? Ведь Руслану Лыжичко не отбирали на «Евровидение», а она принесла Украине победу...
— Есть два пути попасть на этот конкурс — путь внутреннего отбора и публичного. С точки зрения руководителей Первого Национального канала, отбор — это телевизионный продукт, который привлекает дополнительное внимание аудитории. Это интересно для канала. Но если мы хотим хорошо подготовиться, то никаких отборов, конечно, делать не нужно. А назначив кого-то, скажем, за год до конкурса, мы даем певцу возможность найти и отрепетировать хорошую песню, а также найти деньги на поездку, на промо-туры в странах-участниках. Для результата именно это намного важнее. А если иметь в виду интересы канала, то, конечно, важнее телеотбор...
— Сейчас бытует мнение, что «Евровидение» — вообще отстой...
— Сколько я себя помню, его всегда и все считали отстойным. И тем не менее, всегда очень многих людей этот песенный конкурс интересовал. И почему-то этот отстойный конкурс смотрят все европейцы. Не нравится — у тебя пульт в руках, возьми и переключи на другой канал... Но судя по рейтингам, не переключают, а смотрят миллионы телезрителей!
— Говорили, что после «Евровидения-2005», которое проходило в Киеве, Первому Национальному подарили светотехникую Куда она делась?
— Нам светотехники не дарили. Единственное, что осталось на балансе телекомпании, это компьютеры. А все остальное было взято в аренду и увезено после конкурса.
— Возродится ли «Песня года» и будет ли она на Первом Национальном?
— «Песня года» — очень дорогостоящий телепроект. Одну сессию мы с Машей Орловой сделали и сняли, она выйдет на «Интере». Что будет с этим проектом, пока неизвестно. У Первого Национального на него нет сейчас денег. У этого канала всегда были финансовые проблемы. Здание огромное, а бюджетных денег мало. Нынешнему руководству достались огромные долги, которые оно пытается погасить.
— У нас был свой отечественный телепродукт «Караоке на Майдані», который со временем трансформировался в передачу «Шанс». Сейчас он исчез, а вместо него появилось много копий западных программ...
— А что в этом плохого? Это «формат», и не нужно изобретать велосипед, если его уже давно выдумали, опробовали во всех странах, это уже дало результат. Почему мы пытаемся все время изобретать велосипед? Кстати, «Шанс» — это ведь тоже была калька с «Талант-шоу», просто под другим названием. А сейчас поступили намного честнее — просто купили «продукт» и снимают передачи.
— Алена, не жалеете, что выбрали продюсирование, не поете сами?
— Не жалею. Это мой выбор. Он осознанный. Я и сейчас пою, но только для друзей.
— Когда вы продюсировали Александра Пономарева, его голос звучал отовсюду, чуть ли не с утюгов. Сейчас не так часто можно услышать в эфире его песни. Почему?
— Каждый человек может взять творческий отпуск. Саша очень талантливый певец и композитор. Ему не нужно участвовать в хит-парадах, чтобы что-то кому-то доказывать. Он еще напишет много песен и еще не один раз нас порадует и удивит.
— Говорят, он разводится, а вы якобы готовитесь к свадьбе...
— Я могу комментировать только свою личную жизнь, а не его... Я еще ничего не решила. Но на днях мой возлюбленный (он не публичный человек) действительно сделал мне предложение. И даже подарил обручальное кольцо, которое я приняла...
— А если бы Пономарев обратился к вам, чтобы вы вновь стали его продюсером?
— Я не продюсирую исполнителей и не собираюсь этого делать. Мне интересны большие музыкальные проекты. У Пономарева есть своя команда. Но если Саша попросит совета, то я ему всегда подскажу, если, конечно, ему будет интересно мое мнение.
— А у кого сейчас живет ваша дочь Женя?
— После смерти отца я переехала к маме. А Жене нужно ходить в школу, которая, кстати, находится возле Сашиного дома. Мы приняли решение, что Женя пока поживет там, она учится в Детской академии искусств на театральном отделении.
— А чем занимается ваша старшая дочь — Зоя?
— Зоя сейчас учится в колледже имени Сальвадора Дали. Она живет со мной и мамой. У нее более свободный график посещений, и Зоя может себе позволить не вставать в шесть утра, чтобы ехать на занятия. Ей сейчас 17 лет. Она еще не определилась точно с профессией. Возможно, в следующем году попытается поступить на психологию.