Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вернется ли Караваджо в Одессу?

«Для нас произведение «Взятие Христа под стражу» то же самое – как, например, «Джоконда» для Лувра…»
2 августа, 2021 - 15:51

В этом году, 29 сентября, исполняется 450 лет со дня рождения выдающегося итальянского живописца Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), чье произведение «Взятие Христа под стражу» было возвращено после похищения и в настоящее время находится на завершающем этапе реставрации. Как готовятся одесситы к этому событию, идет речь в интервью с директором  Одесского музея западного и восточного искусства Игорем Пороником.

В первую очередь, отметим, что произведение Караваджо для Одесского музея западного и восточного искусства то же самое –  как, например, «Джоконда» для Лувра, и не только для одесситов, но и Украины.

Встретит  ли музей юбилейную дату – 450-летие Караваджо с шедевром, который вызвал сколько шума и споров и который мы чуть не потеряли. 23 июля в Печерском районном суде Киева должно состояться очередное судебное заседание по поводу похищения картины в 2008 году. Мы попросили прокомментировать ситуацию Игоря Пороника.

- Это судебное заседание не состоялось по причине отсутствия прокурора и одного из подозреваемых, - отметил директор. - Его перенесли на 3 сентября. На упомянутое заседание наши юристы уже готовят соответствующее обращение, чтобы картину Караваджо передали в наш музей на ответственное хранение. Почему это стало возможным именно сейчас? В пятницу (23.07) я узнал, что художественная реставрация уже выполнена, картина прошла художественный совет, и осталась последняя стадия – покрытие поверхности лаком. Как объяснили мне специалисты, для этого приблизительно в течение месяца прослойки красок должны устояться. Напомню, что этот процесс включал три основных этапа: сначала техническая реставрация, затем состоялась художественная реставрация – наложение прослоек краски, и, в конечном итоге, завершающий этап, о котором уже шла речь,  –  покрытие лаком.

- 29 сентября в музее с Караваджо или без него?

- Мы надеемся, что с Караваджо. На сегодня ключевой вопрос уже не связан с реставрацией, а передачей нам отреставрированного произведения на ответственное хранение. 3 сентября мы направим в суд соответствующее ходатайство. Мы и раньше делали попытки поднять этот вопрос, но ответ был однозначен: пока идет реставрация, об этом говорить рано. В идеале, нам важно, чтобы с картины сняли статус вещественного доказательства, что возможно лишь при условии завершения судебного процесса и вынесения вердикта.

- Может ли картина в качестве вещественного доказательства находиться в стенах не реставрационных мастерских, а месте своей прописки - в стенах музея?

- Почему на сегодня поврежденное раньше произведение находится в реставрационных мастерских, вполне понятно - идет реставрация. Но почему оно должно там храниться и в дальнейшем - не понятно, ведь у нас созданы соответствующие условия, в которых оно находилось раньше.

- Пан Игорь, гипотетически, может ли быть нарушена субъектность музея, как заведения, имеющего юридическое право распоряжаться картинами, которые находятся в его фонде?

-  Если бы такое случилось, и картина фигурировала на какой-то выставке без нашего согласия, то, понятно, что это было бы нарушением. Ведь юридически все произведения искусства, музейные вещи - это государственная собственность, однако они находятся у нас на ответственном хранении. Если произведение берут на выставку или реставрацию, то, как минимум, нужно наше согласие. Кроме юридической стороны, есть и ментальная составляющая, ведь в 1901 году произведение Караваджо было подарено Одессе Петербуржской академией искусств. Конечно, в случае с картиной «Взятие Христа под стражу» такая процедура была упрощенной, ведь картина, что фигурирует в уголовном деле как вещественное доказательство, требовала немедленной экспертизы – как судебной, так и реставрационных мастерских. Ее пребывание там стало логическим, другое дело, что с 2010-го по 2018 год реставрация не проводилась, и мы потратили два года только на то, чтобы добиться необходимого разрешения. Как уже говорилось, мы считали, что не проведение подобных работ в таком состоянии картины не является консервированием, а лишь ухудшением ее состояния («День», «Почему Христос под стражей», 1.01.2016). В конечном итоге, мы своего добились. Подытожим: картина на сегодня отреставрирована. Будет ли это произведение в музее на упомянутом юбилее? Не знаю. Мы сделали все возможное, донеся проблему к сведению Президента во время прошлогодней личной встречи с ним в Одессе («День», «Страсти по Караваджо», 30.09.2020).

- Кто конкретно реставрировал произведение Караваджо?

- Известно, что работала группа реставраторов Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины под руководством ведущего реставратора центра Татьяны Бычковой. Напомню, к чести нашего ведущего реставрационного учреждения, произведение Караваджо не было передано итальянским специалистам, которые предлагали свои услуги по возобновлению произведения.

- В 2020 году, когда произведения Ф. Гальса из вашего музея экспонировались в Милане, итальянские коллеги предлагали украинской стороне показать наш вариант «Взятия Христа»… на запланированной на 2021 год в Италии юбилейной выставке произведений Караваджо.

- Понятно, что по нескольким причинам на сегодня мы не готовы отозваться на это предложение. Даже упомянутый проєкт в 2020 году из-за пандемии был под вопросом. Больше предложений не было по одной простой причине - картину Караваджо пока что нельзя вывозить.

На сегодня у нас настоятельнее просят показать это произведение у себя (как и евангелистов Гальса) Национальный художественный музей Литвы, хотя бы и в следующем или в 2023 году. Литовская сторона внедрила проект «Межмузейный обмен» с четырьмя музеями Украины, в том числе и с нашим. С этим проєктом наша делегация ознакомилась во время июльского визита в эту страну Президента Украины и министра культуры Украины. Проект, таким образом, осуществляется под патронатом Президента.

- У вас стабильно позитивные отношения с итальянцами. Имеют ли они продолжение?

- В мае наш музей посетил новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный посол Италии в Украине Пьер Франческо Дзадзо, которого сопровождал представитель Итальянского культурного центра, действующего при посольстве. Они готовы к сотрудничеству, а конкретно – профинансировать мероприятия, связанные с картиной Караваджо «Взятие Христа под стражу», в частности, изготовление аутентичной рамы, достойной этого полотна. Кроме того, вы, по-видимому, знаете, что участником операции по спасению картины Караваджо Денисом Фомичевым была написана и презентована книга «Поцелуй Иуды». Собственно, художественное повествование о самом похищении картины занимает треть книги. Мы предложили автору совместно с Итальянским центром культуры осуществить отредактированное переиздание книги на украинском и итальянском языках, дополнив ее научно-популярной статьей «Одесский шедевр Караваджо». Вступительная статья – авторства заместителя директора по научной работе музея Ирины Глебовой и при моем посильном участии – содержит описание и характеристику полотна, его значение, биографические сведения об авторе, историю создания и дальнейшую судьбу картины, ее пребывание в России и Одессе, включительно с резонансным похищением 13 лет тому назад. Для нас чрезвычайно важно донести до широкой общественности значение этой картины – единственного полотна великого мастера, которое хранится в Украине.
 

Владимир КУДЛАЧ, Одесса. Фото предоставлено музеем
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ