Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Верю – мы выстоим!»

Актриса Виктория СПЕСИВЦЕВА — о своих европейских «университетах» и новом фильме «Люби меня»
13 августа, 2014 - 12:13

С каждым годом все больший сегмент Одесского МКФ занимает украинский кинематограф. В этом году в национальном конкурсе было более 20 картин, львиная доля которых — полнометражные. Среди них копродукция Украины — Турции «Люби меня». Украинский зритель впервые имел возможность посмотреть картину на фестивальном экране. Сюжет, на первый взгляд, прост: турецкий парень Джемаль, приехавший в Киев развлечься перед свадьбой, которую назначили родители, случайно встречает самостоятельную украинскую девочку Сашу. И, презрев языковый барьер и все современные реалии, возникает самое загадочное из чувств — любовь. Зрители и жюри национального конкурса оценили фильм двумя призами.

Эту непростую, но очень нежную историю любви создала интернациональная команда: два продюсера — Елена Ершова и Мехмет Бахадыр Эр; два режиссера — Мехмет Бахадыр и его жена Марина Горбач, которые уже покорили своим предыдущим дебютным фильмом Берлин, и актерская команда — Усан Чакир, Сергей Пускепалис и Виктория Спесивцева. Эта талантливая и необыкновенно красивая актриса живет сейчас в Германии. Для нашего издания она дала эксклюзивное интервью.

— Вы, Вика, не часто работаете, хотя ваши соотечественники с удовольствием вспоминают ваши театральные и немногочисленные киноработы. Чем вызвано столь редкое общение с профессией? И почему все-таки вы согласились именно на эту картину — «Люби меня»?

— Хороший вопрос. Конечно, маловато у меня опыта, можно сказать, и не так уж много работ. Но так вышло — переехала в Германию. Мы там работали с мужем, бывшим (режиссер Андрей Жолдак. — Авт.). В основном, он работал, я была с детьми, потому что я — женщина, и стоял выбор: работа или дети. Выбрала детей, потому что искусство без меня ничего не потеряет, а дети потеряют маму, и потом, конечно, мне этого никто не простит. И я ушла из профессии и посвятила себя полностью семье. Меня несколько раз приглашали в кино, предлагали роли, но не могла уехать, не с кем было оставить детей. Здесь как раз была та счастливая случайность, когда Андрей приехал в Берлин и мог провести месяц с детьми. Так появилась возможность хотя бы думать о том, чтобы прочитать сценарий и составить график съемок. Сценарий мне понравился, это была та роль, которую захотелось сыграть. Потому что там есть какая-то боль у моей героини, которую она постоянно носит с собой. Мне это было близко, и я решилась. Познакомилась с командой — Леной Ершовой, продюсером, режиссером Мариной Горбач, с ее мужем, сопродюсером, с партнером, увидела, какие замечательно молодые люди, с хорошей профессиональной школой, со своим видением, креативные, приятные, умные. Захотелось с ними работать.

— Вам знакома жизнь вне родной страны. Насколько то, что происходит с вашей героиней типично для украинской женщины?

— Думаю, это очень типично для восточно-европейских женщин. С нашим воспитанием и с нашим менталитетом. Потому что у нас женщина — не совсем самостоятельна единица. То есть сейчас новое поколение понимает, что образование — это ВСЕ. Чтобы потом иметь хорошую работу, профессию, хорошую зарплату, быть самостоятельной и независимой. У меня было по-другому. Бабушка говорила: «Самое главное — удачно выйти замуж». Такой комплекс у наших женщин есть, и этот комплекс очень заметен по сравнению с европейскими женщинами. Любые жертвы — надо хорошо выглядеть, привлечь самца и выскочить, зацепиться и... все. Потому что я нигде не видела такого, чтобы женщины на остановках стояли в норковых шубах, с маникюрами, в полной боевой окраске, и все это — в повседневном быту. Естественно, наши женщины славятся своей красотой, потому что внешне они тут все как на подбор, как топ-модели. А с другой стороны, эта вот несамостоятельность, упущенное время, когда надо было сидеть в библиотеке, а не бегать по магазинам и по салонам красоты. Упущенное время нельзя вернуть назад. И в лучшем случае работают продавщицами или еще кем-то. Ну какая там зарплата, сколько можно себе на эти деньги потом позволить? То есть мужчина нужен как добытчик денег, как глава семьи. И «Люби меня» — фильм про такую женщину. Она сама не принимает никаких решений, она не способна ни на какие радикальные действия. Это ее способ существования.

— У вас многолетний опыт житья-бытья в Европе, опыт не всегда легкий и простой, а мы, собственно, изначально на Майдан вышли, чтобы отстоять свое право на европейское будущее. Ощущаете Украину европейской страной?

— Конечно, жить в правовом обществе, в нормальном цивилизованном государстве намного лучше и дает намного больше перспектив, чем жизнь в беспределе, политическом и финансовом. И то, что происходит сейчас в Украине, это правильно, так и должно было быть. Конечно, страшно и больно, что гибнут люди, что от ближайшего соседа идет ложь, провокации и негатив. Но, верю, — мы выстоим, и Украина будет полноправной частью Европы. Нельзя у людей забирать мечту, цель. Это большое преступление.

— А что, руководствуясь собственным опытом, может ждать человека при интеграции в европейское сообщество? Ведь многие полны иллюзии.

— Две театральных работы, в которых была занята в Германии, — это работы в спектаклях моего бывшего мужа Андрея Жолдака. Одна — в очень большом театре, это был совместный украинско-немецкий проект. Кроме меня были задействованы еще двенадцать украинских артистов из Харькова. Это была «Медея», современная версия. И хотя на сцене мы понимали друг друга, а на бытовом уровне я тогда, в 2005, знала немецкий, было непросто. Но! Актерская профессия имеет очень тесную связь с языком. Невозможно представить артиста, если ты не оперный певец, драматического артиста, который хочет что-то сказать и не знает, как высказаться. Здесь громадное, непреодолимое препятствие. Чтобы играть достойные, интересные, большие роли, нужно владеть языком исключительно. Мне этого не хватало. Сейчас я уже владею языком намного лучше. Если удача улыбнется, может быть, еще смогу чего-то достичь. Но начальный период был очень тяжелым.

— А были какие-нибудь предложеня от немецкого кинематографа?

— Было одного предложение — играть в очень хорошем сериале, совсем небольшая роль — русской проститутки. Естественно, я отказалась. Потом было еще одно предложение, очень известного режиссера, тоже эпизодическая роль. И тоже — русской проститутки... Позднее спросила у этого режиссера: «Почему так?» Он говорит: «Стереотип, почти все женщины восточно-европейские, которые у нас живут и работают, очень часто начинали именно с этого».

— Вернемся к предмету разговора, фильму «Люби меня». Показ и успех фильма на Одесском фестивале был первым в Украине, впереди, надеюсь, прокат. Хотя чиновники от нашего кино пытались прилепить ему ярлык — «антиукраинское кино». Что вы думаете по этому поводу?

— Антиукраинское? Для меня это совсем уже непонятно. Есть, конечно, может быть, более традиционное украинское кино, так же, как есть более типичные украинские женщины. В этой картине не говорится о каких-то отвлеченных вещах. Мы говорим о проблемах, которые существуют, — вся Европа съезжается к нам для определенного рода туризма. Потом женятся, вывозят наших красавиц, и они там рожают красивых, здоровых детей, которые уже считаются немцами, итальянцами, французами и т. д. Потому что наши женщины славятся на весь мир своей красотой и привлекательностью.

— Вы приедете на киевскую премьеру?

— Я была здесь в самые страшные и трагические дни Майдана. Очень переживаю и слежу за всем происходящим. Надеюсь, мы будем представлять наше кино в мирной, новой, свободной Украине.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ