Открытие ХХХ Международного музыкального фестиваля Киев Музик Фест, по традиции, состоялось в Национальной филармонии Украины. Концерт симфонической музыки имел символическое название «Credoinvittorianostra» («Верю в нашу победу»). На сцене господствовал верный спутник самого крупного в стране музыкального фестиваля — Национальный симфонический оркестр Украины под руководством Владимира Сиренко (на фото) (при содействии Радио-культура, концерт могли слушать в трансляции миллионы слушателей).
Как своеобразный музыкальный мост между ХХ и ХХІ веками воспринимался этот вечер. Ведь Иван Карабиц, Мирослав Скорик, Леонид Грабовский, Валентин Сильвестров, произведения которых прозвучали, относятся к уже классическому композиторскому поколению 60—70-х прошлого столетия. (Знаменательно, что буквально через несколько дней после открытия в той же филармонии состоялся авторский концерт Евгения Станковича, который тоже родом из того поколения!) Во многом именно эти композиторы определяли и презентуют в мировом пространстве современный музыкальный процесс Украины. Так же наивысшего мирового уровня представляет исполнительскую культуру Национальный симфонический оркестр Украины.
Юбилейная программа началась с опуса Ивана Карабица (1945—2002 гг.) — Концерта для оркестра № 2, написанного автором в 1986 году. Это чрезвычайно яркое произведение стало музыкальным Иnmemorу выдающемуся композитору, который стоял у истоков Феста и на протяжении 12 лет был его неутомимым и пассионарным руководителем. Аплодисменты музыкантов оркестра, которые Иван Карабиц вписал в симфоническую партитуру произведения, можно было воспринять как невидимые аплодисменты композитора 30-летию своего любимого детища — Киев Музик Феста.
Мы услышали три премьеры, которые написаны уже в нынешнее время. Одной из них стал новый опус Леонида Грабовского «Credo» для струнных, медных и ударных, который автор посвятил 5-й годовщине Революции Достоинства. Композитор из легендарного «Киевского авангарда», Леонид Грабовский прилетел на мировую премьеру своего произведения из США, где живет и работает уже почти 30 лет. Музыка пяти эпизодов, которые меняются в формате «nonstop», поразили слушателей контрастами и зашкаливанием эмоций. В частности, речитатив унисона медных (мнимые интонации речи оратора Майдана), грозный набат духовых и ударных переплетаются со звуковой вибрацией-рокотом, который создает «тревожное» настроение музыки. (Верный себе, Грабовский не останавливается в поисках новых композиционных комбинаций: автор прибегает здесь к технике алгоритмической композиции). Сложное звуковое полотно завершается жалобно-триумфальным хоралом. По-видимому, это произведение особенно соответствует названию всего концерта — «Credoinvittorianostra». На одной из репетиций, где присутствовали поразительно молодые в свои за 80-ть Валентин Сильвестров и Леонид Грабовский, Сильвестров, пораженный опусом своего коллеги, отметил, что Майдан Грабовского восстает не мирным, с которого начинался, а гневным и пылающим. «Именно так, — согласился автор. — Я бы назвал свое произведение «Поэмой сопротивления», — и добавил: «Верю в победу!»
Полностью иной музыкой прозвучала киевская премьера Мирослава Скорика — Концерт для скрипки с оркестром. Это произведение оказалось тоже юбилейным, поскольку стало десятым в наработке скрипичных концертов композитора. В отличие от всех предыдущих, последний из них имеет три части — Речитатив, Меланхолию, Течение времени. Автор посвятил свое произведение известному украинскому скрипачу Марку Комонько. Новый Концерт Скорика и его совершенное исполнение поразили мелодичной красотой и разнообразием образов: лирико-романтическая музыка, в которой нежные и в то же время страстные мелодии и могучие драматические всплески, которые изменяет ритмо-интонационная стихия свинга и джаза, дает ощущение невероятного богатства человеческих чувств, красоты и драматических коллизий бытия.
Еще одной знаковой премьерой (мировой) отметился юбилейный Киев Музик Фест — ІХ симфонией Валентина Сильвестрова! После длительного периода увлечения миниатюрными жанрами (багатели, музыкальные моменты, песни) композитор создал большое симфоническое полотно (до 50 минут звучания). Вариации, Интермеццо, Серенада, Пастораль и Постлюдия, которые без перерыва сменяют друг друга, разворачивают «пятичастный звуковой роман», как назвал автор свое произведение. С первых и до последних тактов симфонии звучит неповторимая сильвестровская музыка, неспешная в своем разворачивании протяжными пространственными волнами: звуковая струя напряжения колеблется от едва уловимого шелеста до угрожающей штормовой силы, от нежных, консонантных (багательных) интонаций до восклицательных, обостренно-диссонансных, от утонченной, прозрачной ткани до плотной, многослойной оркестровой фактуры. А в Постлюдии (авторский жанр Сильвестрова), где интонационным миражом промелькнула мелодия из его хоровой элегии на шевченковское «Світає, край неба палає», звуковое пространство двигается в ритме маятника времени, который застывает тихим тревожным аккордом-вопросом. Сам автор, как всегда, остроумно пошутил по поводу цифры 9 своей симфонии, замечая: «Если в финале 9-й Бетховен призывал объединиться миллионам, то я «советую», наоборот, разъединиться... но каждый, чтобы трудился».
Вот такая «музыка для размышлений» прозвучала в знаковом для украинской культуры вечере. Музыка, в которую следует напряженно вслушаться, музыка, которая абсолютно разная, но в чем-то подобная — звуковым измерением и пульсацией времени, интонациями боли и тревоги за красоту и гармонию, которые могут исчезнуть.
P.S. Лично у меня после концерта осталось помимо потрясающего впечатления от услышанного, ощущение радости и гордости за невероятное сокровище, название которому — «современная украинская музыка».