Прошлое издательства «Веселка» по праву можно считать славным. Еще бы: за 70 лет своего существования она выпустила для детей более 10 тысяч названий книжек общим тиражом более 1 миллиарда 131 миллиона экземпляров. Теперешние тиражи в среднем редко когда перепрыгивают отметку «две тысячи».
— Я к конкуренции отношусь очень положительно, — говорит директор государственного специализированного издательства Ярема Гоян, — например, очень приветствую и Ивана Малковича, но «Веселка» — это «Веселка». К тому же, она была всегда. Иными словами, книга — как огромное поле, где работников всегда мало. Кроме того, мы все — друзья...
Друзья — друзьями, а ложка к каше, то есть практический подход, как видим, у каждого свой! Тогда как «Аба-ба- га-ла-ма-га» заработала реальные деньги на украиноязычном издании всемирно известных произведений Джоан Роулинг и ярких не только для детского глаза книжечках, выстроив чуть ли не патоновские мосты общественного резонанса и не только с русским рынком, «Веселка» до сих пор продолжает прозябать на своей овсянке — государственных заказах обычно школьнопрограммного характера. Конечно, Ярема Гоян хорошо понимает, что самым главным его заданием остается сделать книжку такой, чтобы ее покупали, однако это редко когда происходит на практике, так и оставаясь сухой теорией постсовкового идеала культурной дешевизны, то есть сравнительно широкой доступности, в отличие от качественной во всех отношениях книжки его первого конкурента. Я, разумеется, не отрицаю, что содержание «веселчанского» продукта абсолютно не уступает «абабагаламаговскому», однако внешняя его сторона, опираясь на яркость как главную движущую силу книжного спроса, очень хромает...
— Кроме «Ластовинятка», книжечки, которую полностью делают дети: пишут стишки и рисуют к ним иллюстрации, — рассказывает главный редактор издательства Ирина Бойко, — выпускаем еще и журнал «Веселочка», и как пример-ответ любви к книге, среди широкого спектра загадок, стишков и интересных вещей — одно из опубликованных в нем писем на конкурс «Я люблю читати», автором которого является совсем юный мальчик с Киевщины. Так вот, он пишет, что любимый (таки с лейблом «Веселка»! — Авт. ) книжный магазин рядом с его домом. Он часто ходит туда смотреть на книжки, но когда уже присмотрел одну и даже собрал деньги, прямо перед ним ее купила какая-то тетенька. Мальчик продолжает, что очень долго шел за ней и когда, наконец, отважился попросить, чтобы хотя бы еще раз просмотреть то, о чем давно мечтал, женщина, выслушав историю малыша, к его огромному удивлению, взяла и просто подарила эту «мечту»...
Безусловно, любовь к книжке, в первую очередь, прививают родители и только потом издатели, которые не имеют морального права предать ребенка в его поиске мудрости и доброты. Именно последние, по словам директора есть до сих пор своеобразной визиткой «Веселки». А между тем книги здесь продолжают выходить. Недавно, скажем, увидели свет «Щоденники» Олеся Гончара. Резонирует и серия пособий «Урок літератури», — в них собраны не только портреты литературных деятелей, но и серьезные литературоведческие исследования. Не менее весомым достижением «Веселки» стал первый том «Антології литератури для дітей і юнацтва»: с библиографическими справками и короткими отрывками произведений, начиная со сказок и аж до серьезных полотен повестей, романов и дневников. Второй том именно сейчас верстается и, как поделился творческий коллектив издательства, на проект ожидается большой спрос, поскольку он рассчитан как на детей дошкольного, школьного возраста, так и на совсем взрослое поколение! Теперь самый высокий тираж в «Веселці» 5, а еще реже — 10 тысяч экземпляров. Но как бы тяжело ни было, литература для детей издавалась и будет издаваться и в дальнейшем, уверены «весельчане».
Скажем, популярностью пользуется недавно начатая серия «Золотий жук» — небольшие произведения, написанные всемирно известными мастерами детективного жанра. Среди них особенно популярны имена О’Генри с его «Вождем червоношкірих», «Острів Епіорніса» А. К.-Дойля или же «Фуатинські чорти» Джека Лондона. Не обделяет «Веселка» и совсем юного читателя, всячески содействуя специализированной серии «Українській дитині». Только недавно вышли из печати щедро пересыпанные рисунками своеобразные сборники смешных рассказиков, считалок, шуток и поговорок в книжках Виктора Терена с его «Рибою, яка вміла грати на трембіті» или, скажем, «Билицями діда Гриця» — такой себе поэтической фруттой Грицька Бойко. Не менее крикливой и на сегодня остается серия «Казки народів світу». На сегодня изданы уже 37 номеров-народов, тираж которых, чуть достигая двух сотен, еще в типографии оседает доброй пятой частью в руках не совсем маленьких почитателей удивительного... Кстати, совсем недавно издательством был объявлен конкурс и на лучшую научно-фантастическую повесть для юношества. Ну чем не шанс засветиться и украинскому Рею Бредбери?!
Не менее важным ориентиром-проростком в будущее остается именно дальнейшая популяризация детищ «Веселки». Руководству хочется, чтобы и в частных книжных магазинах новейшего типа, например, «Бамбуке», был и их стенд. Чтобы посетители, если не могут себе позволить купить издание, могли бы его хотя бы полистать в уютной атмосфере литературного кафе: приходи и читай, сейчас это достаточно распространенная практика.
А между тем «Веселка» ищет талантливого менеджера. В ее планах: торговля с Кубанью, хотя бы несколько книжных магазинов на Арбате, в конечном счете — восстановление бывшего статуса своих ответвлений на родине! Но ведь пока что все эти книги распространяют представители-торбононосцы обычно по соседним в районе школам, предлагая экземпляры фактически за бесценок...