В 1966 году в квартире Миколайчуков, позади хозяина ходил какой-то мужчина небольшого роста в... семейных трусах. Гость услышал: «Ребята, вы хотите картошки?» Жена Ивана Маричка куда-то уехала, а в это время несколько актеров жили у Миколайчуков в одной комнатке. Гаврилюк пришел с передачей чуть свет с львовского поезда. Тогда вообще не мог представить, что тот мужчина в трусах тоже артист. Гаврилюку было 17, и казалось, что каждый артист или киноартист должен выглядеть, как Миколайчук: светлый, красивый, с глубокими грустными глазами. А Брондуков никоим образом не был похож на такого героя.
— Уже потом, когда семейство Миколайчуков оставило ночевать у себя, а в дальнейшем и жить, а рядом с вами были еще и Брондуковы, ты открыл для себя этого гениально одаренного самородка?
— Борислав показывал мне Киев. Интересно и весело рассказывал о кино и как оно снимается. Мы не сразу перешли на «ты». Правда, с Миколайчуком мы были на «ты». Знаете, есть категория людей, к которым я никогда не смог обратиться на «ты», хотя много пережито вместе — и хорошего, и плохого. Костю Петровичу Степанкову не мог, как и Леониду Федоровичу Быкову.
— На первом курсе ты женился, и жили вы в однокомнатной квартире тремя семьями.
— Ах, какие времена были! Брондуков после драмы с первой женой вступил в брак с Екатериной, намного младшей за него. На протяжении всей супружеской жизни она была верным его ангелом-хранителем. Вот эта любовь, все женячки происходили в квартире Миколайчуков.
Хотя внешне Борислав казался таким смешным, но был очень глубоким человеком, о чем свидетельствуют его роли. Он не был артистом определенного жанра — драматичным, трагедийным или комедийным. Однако и у него было много драматичных ролей, которые, к сожалению, немногие знают. Потому зрители часто воспринимают Брондукова как актера комичного жанра.
Стоит сказать, что дала о себе знать роль пьяницы, которую он сыграл просто филигранно в фильме «Афоня». Хотя роль там совсем небольшая, но выделена среди других народом.
Была у него в гениальном фильме Леонида Осыки «Камінний хрест» роль вора, которую отметили впоследствии премией «За лучшую мужскую роль» на Всесоюзном фестивале. Как раз приближался очередной юбилей вождя народов Ленина. И кто-то из газетчиков задал Брондукову вопрос: о какой роли мечтает. «Как же, ребята! Как каждый саветский артист — Ленина!» Журналистам отняло речь, начали быстро собирать микрофоны и пятиться. А Броник добавляет: «Да не переживайте, ребята! В театре сатиры!»
— Первым фильмом, в котором вы снимались вместе, стала «Аннички», в 1968 году. Именно киногерой Брондукова заставлял тебя босыми ногами танцевать на стекле гуцульский аркан.
— Парадоксальная ситуация: в жизни мы были друзьями, а в кино играли врагов. После премьеры «Аннички» я начал работу в фильме Леонида Осыки «Захар Беркут». Съемочная группа вместе с Иваном Миколайчуком и Бориславом Брондуковым приехала в местечко Хотин, где должны были проходить съемки. Городок небольшой, все вокруг знают друг друга, люди приветливые, улыбчивые. Нас всей группой пригласили на буковинскую свадьбу. Только я вошел во двор, как со всех сторон услышал шепот: «Это тот парень, который танцевал на стекле». О свадьбе все на время забыли — окружили и начали просить повторить «смертельный номер». Брондуков: «Сейчас спляшет! — заверил он гостей. — Несите шампанское»! Хозяева принесли два ящика шампанского. Броник с серьезным видом начал разбивать бутылки, готовя «танцплощадку»...
Я ужаснулся и... убежал огородами.
После «Аннички» вместе с Брондуковым мы снимались в фильмах «Кармелюк» и «Небылицах об Иване». Борислав в работе был очень самостоятельным. Киносценарии были несовершенными и нужно было вносить свои правки. Брондуков чуть ли не каждую роль дорабатывал и додумывал. Сюжетно готовил персонаж, свой образ. Очень не любил режиссеров, которые давали примитивные задачи и игрались в великих. Броник дружил с Осыкой, действительно великим кинорежиссером, который умел работать с актерами. Если и были у него замечания, то с каким-то особым уважением мог подойти к каждому артисту и очень вежливо прошептать на ушко, давая определенные указания. Борислав любил работать именно в такой манере, как и каждый из нас.
— Если посмотреть на сыгранные роли, которых у Б.Брондукова более сотни, то они очень разные.
— Даже пластика у него разная, в отличие от многих наших «великих» кинозвезд. Его полюбили кинорежиссеры и где-то с середины 1980-х приглашали на съемки.
Иван Миколайчук и Борислав Брондуков дружили еще со студенческой скамьи, учась на одном курсе Театрального института. Они друг друга очень дополняли. Ивана теперь изображают как драматичного человека, хотя в жизни он был хохотуном. Правда, хоть Миколайчук сам был с юмором, все же больше ценил Броника за его шутливую неповторимость. У Ивана сложная была жизнь, постоянно закрывали сценарии, не давали работать, КГБ неусыпно следил. Все время подстерегала какая-то беда. Броник же, помимо прочего, был тактичным и интеллигентным. Когда видел очередные неурядицы своего друга, то за 10—15 минут делал так, что Ивану становилось на несколько мгновений, которые перерастали в несколько дней, светлее на душе и забывались все беды.
Потерю Ивана Броник пережил очень тяжело. Это также драматическая история: ему даже не сказали об этом. Он был первый и последний раз с Екатериной где-то на отдыхе (по-настоящему отдыхать никогда не умел), и его не было на похоронах. Друзья не знали, где он (тогда мобильных телефонов не было). Меня телеграмма застала в Таджикистане, и я едва успел на похороны.
Когда Броник вернулся, то часто ходил на Иванову могилу и мог сидеть по полдня на Байковом кладбище.
Когда началось сворачивание украинского кинематографа, Брондуков почернел, потому что считал, что его талант стал не нужен государству. Борислав нажил четыре инсульта! Но даже после второго инсульта он еще снимался в кино.
Знаете, в моей памяти Броник останется веселым человеком невеселой эпохи, супермастером эпизодов, и из каждой роли мог сделать «конфетку»! Неповторимый исполнитель ролей алкоголиков, проходимцев и просто недалеких людей был настоящей звездой, и таких талантливых, очень органических артистов на экране, как Брондуков, нам сейчас очень не хватает. Я часто задаю себе вопрос: за что Господь так долго мучил Борислава? Шесть лет он был парализован! Считаю, что наибольшим памятником для артиста станет расцвет украинского кино.
СПРАВКА «Дня»
Борислав Николаевич Брондуков родился 1 марта 1938 года в небольшом селе неподалеку от Киева. Окончил горный техникум, работал на заводе «Арсенал». В 23 года поступил на кинофакультет Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1965 года Брондуков — актер Киевской киностудии.
Его дебют на экране состоялся в 1962 г. в картине Сергея Параджанова «Цветы на камне». Брондуков сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши»... Однако впервые был отмечен публикой в ленте «Здравствуй и прощай».
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем — признание режиссеров. И хотя центральных ролей ему сразу не предлагают, силой своего таланта Брондуков даже в эпизодических ролях таких фильмов, как «Афоня», «Табор уходит в небо», «Премия», «Гараж», позже — «Осенний марафон», «Жестокий романс», запомнился и полюбился публике.
И вот он играет главные роли, причем не совсем в своем амплуа: героя-любовника, пусть и слегка комичного, в картине «Вас ожидает гражданка Никанорова» и в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц сентябрь». Достается ему и большая роль полицейского инспектора в телесериале о Шерлоке Холмсе.
Героев Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваем, что вносит в течение жизни глупость и ахинею, но все же не настолько зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер современников.
Последний раз на экране актер появился в 1997 году, в картине «Хиппиниада, или Материк любви», после чего с ним случился третий инсульт, и ему стало тяжело двигаться и разговаривать.
Умер Борислав Николаевич 10 марта 2004 г. в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.