Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Весной 1929 года

Что осталось за кадром фильма, созданного свыше 80 лет назад
21 сентября, 2012 - 11:46
КИЕВСКАЯ КИНОФАБРИКА ВУФКУ. ЯБЛОНЕВЫЙ САД АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО ЕЩЕ НЕ ВЫРОС. ФОТО 1930 г.
ПАНОРАМА КИЕВА ИЗ-ЗА ДНЕПРА, ПОКРЫТОГО ЛЬДОМ. ФОТО НАЧАЛА 1930-х ГОДОВ
КРАСНОАРМЕЙЦЫ НА ПАРАДЕ В КИЕВЕ НА ВЛАДИМИРСКОЙ УЛИЦЕ. ШАГАЮТ С ПЕСНЕЙ. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТРИБУНА СТОЯЛА ВОЗЛЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА. 7 НОЯБРЯ 1930 ГОДА. ФОТО Г. УГРИНОВИЧА

Сегодня Интернет дает возможность посмотреть немало забытого, а новым поколениям и неизвестного, в частности — 47-минутную киноленту под названием «Весной». Еще немой фильм теперь озвучен фортепианным сопровождением — как и тогда, когда в кинозале впереди сидел так называемый тапер и, посматривая на экран, игрой на пианино эмоционально дополнял зрительный ряд в зависимости от изображения. Ныне это сделал пианист Игорь Назарук. Из первых титров узнаем, что автор-оператор фильма — Михаил Кауфман, его ассистенты: Снитко, Норохов и Быков. Производство: ВУФКУ (Киевская фабрика), 1929 год. Аббревиатура расшифровывается как Всеукраинское фото-киноуправление, а Киевская фабрика — нынешняя Национальная киностудия имени Александра Довженко. Именно тогда она и перестраивалась на Брест-Литовском шоссе по проекту архитектора Валериана Рыкова. В 1929 году ВУФКУ принадлежало 109 собственных кинотеатров, оно обслуживало 227 стационарных и 55 передвижных кинотеатров, кроме киевской, имело еще студию и техникум в Одессе, издавало двухнедельник «Кино». В том же 1929 году ВУФКУ переименовано в Украинфильм. Появление документальной киноленты «Весной» было неслучайным, как, по большей части, и все прочее или почти все, что происходило в СССР.

В апреле 1929 года на ХVІ партийной конференции ВКП(б) и в мае того же года на V Всесоюзном съезде Советов был утвержден первый пятилетний план народнохозяйственного строительства на период с 1928/1929 по 1932/1933 годы. Так началась первая советская пятилетка, которая завершилась, как известно, не триумфальным осуществлением большевистских планов, а искусственным Голодомором, в котором спрятали все просчеты. Вторая пятилетка, 1933—1937 гг., также завершилась массовым террором против виновных в неосуществимости и этих планов партии. Третья началась в 1938 году снова массовым террором — в этот раз против командного состава Рабоче-крестьянской Красной армии. А затем была война, которая показала и этот просчет «управляющей и направляющей силы», когда из-за нехватки надлежащего командования Красная армия «позволила» нацистскому Вермахту за двадцать дней дойти от государственной границы до Киева (при случае заметим: потом, в 1943—1944 гг., «легендарная, непобедимая» Красная армия целый год продвигалась от Киева к той же государственной границе!). Так, по сталинскому высказыванию, «кадры решали все». Конечно же, 1942 год не стал завершающим годом третьей пятилетки, ведь тогда шла война.

Но вернемся в первый год первой пятилетки, когда на оптимистичной ноте был отснят тот документальный фильм.

Автор фильма, Михаил Абрамович (Моисей Абелевич) Кауфман (1897—1980), был одним из трех братьев — известных кинематографистов прошлого века. Также в СССР работал Дзига Вертов (Давид Кауфман), а в США — Борис Кауфман. Способности достались братьям от отца — букиниста из Белостока, где родились все трое. Они стали новаторами в киноискусстве, а специфический стиль работы мастеров немого кино не без юмора описали Карел Чапек, Илья Ильф и Евгений Петров еще в те времена. Итак: мелкие вещи — крупно, все «валится», ноги идут крупно, все едет, летит, плывет, дрожит, отражаясь в лужах, то есть движение, движение и еще раз движение — то, с чего начиналось искусство кино первым фильмом братьев Люмьер в 1895 году. Предлагаемый вниманию пользователей Интернета фильм интересен и как художественное произведение, и как историческая памятка о жизни и быте свыше восьмидесятилетней давности. Объекты съемок — Киев и Харьков.

* * *

Внимание, начали!

Еще свирепствуют метели, снегом залеплены спины извозчика и лошади, автомобиль буксует на льду, а мужественный оператор снимает с борта открытого самолета-биплана заснеженный Днепр, купола Софийского собора, улицу Лысенко со зданием Управления Юго-Западной железной дороги. Снимает с минимальной высоты до ста метров, иногда и ниже. Снимает все, что его интересует, даже снеговика.

Но вот знакомые и теперь сцены: дворники долбят ломом лед на ступеньках, сбрасывают снег с крыш, вывозят его грабарками, а с сосулек течет вода, медленно тает тот же снеговик и уже бегут по мостовой веселые ручьи. Оператор отснял и бумажный кораблик в потоке, возможно, пущенный в плавание кем-то из его ассистентов. Для убедительности уже покосились на экране ворота с вывеской «Ледовый каток» — словно и ворота тают. Лужи и грязь под ногами пешеходов, лошадей и собак, под колесами с деревянными спицами автомобилей. Оператор играет камерой: вверх ногами показывает киевский дом-пассаж на Большой Васильковской, 18, — мгновение и изображение вздрагивает, словно от взрыва, но оказывается, что то было отражение в огромной луже! Крупно — иструхшая деревянная шпала, над которой вгибаются рельсы во время движения вагона (оператор еще вернется на это место!) А на Днепре саперы подрывают лед, чтобы раздробить огромные ледяные поля, которые угрожали деревянному Наводницкому мосту (кстати, лед на Днепре около Киева подрывали до 50-х годов прошлого века, пока не построили капитальный мост Патона, вместо деревянного Наводницкого).

Сошел лед, растворилось в воде последнее сало, началась навигации: пошел первый пароход. А для жителей киевского Левобережья наступило неминуемое половодье: вода подошла к подоконникам. Оператор плавает на лодке по этой «Венеции» — Трухановому острову, Никольской и Предмостной (в настоящее время — Гидропарк) слободках. Умело гребут женщины и дети; конь, привязанный к лодке, идет рядом по пузо в воде; плавают откормленные гусаки; женщина моет чугунный горшок, а какой-то дядька воспользовался даже лоханью как плавсредством (лохань — кто подзабыл — это такая огромная жестяная миска, в которой стирали белье и купались сидя). Оператор показывает и таблички на фасадах: «Указатель квартиросъемщиков», «Дом принадлежит К.З. Прадкову».

Весна коснулась и живой природы: паруются голуби, вороны, улитки и... люди. На экране — Владимирская горка с парочками: мужественные красноармейцы в буденовках и девушки в платочках и маленьких шляпках — по моде тех, двадцатых, годов. А внизу, под горой — Подол, тогда еще не заслоненный беспорядочно дикорастущими деревьями. И ряды на Владимирской горке стояли нерушимо и нумерованные.

Наступает время для приятных весенних хлопот хозяек: вынимания вторых рам, расклеивания окон и впускания свежего весеннего воздуха в помещение. Теперь это событие, полностью зафиксированное кинокамерой, тоже ушло в прошлое, ведь горожане поменяли деревянные рамы на металлопластику.

Дети вышли из домов на высохший солнечный асфальт, играют в забытые теперь «городки», «классы», крокет и дворовой футбол. Няня выгуливает младенца в коляске на высоких колесах, мальчик крутит педали трехколесного велосипедика. Мчит мотоциклетка, а здесь какой-то юноша фотографируется за рулем декорационного автомобиля. Солнцезащитные «маркизы» над витринами магазина «Детский мир» на Крещатике. Весенние работы в саду: белят известкой стволы деревьев. Но вот дошла очередь и до той шпалы, которую меняют на новую, забивают кувалдами костыли, подсыпают балласт. Такая вот жизнеутверждающая миниатюра.

Полностью показан процесс производства кирпича, много ручного труда, но все пропитано духом большевистских темпов и энтузиазма! Вырастает здание жилищно-строительного кооператива «Серп и Молот» по проекту экономико-строительного бюро «Жилсоюз». В действии (таком милом кинооператору!) показаны бетономешалка, кататели вагонеток, подносчики кирпича, каменщики. Крупно — лозунг: «Будуємо Палац Робітника». Так же умело и энергично кладут мостовую, варят асфальт прямо на улице в котлах, работает механический каток. По вечерам у тех котлов грелись беспризорные дети — этих кадров, естественно, не хватает. Но так было в реальной жизни городов.

И опять — ритмичное движение механизмов: ленточный транспортер, погрузчик и... доски на земле, по которым рабочие друг за другом катят тачки с землей. Огни в кузнице и кузнец за работой. Комбинированная съемка: кипит работа! Колесник доделывает деревянные колеса, а на колесо сам собой, по замыслу оператора, ложится «Бюллетень социалистического соревнования тракторного цеха Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна». Подзаголовки: «Выше поднимем знамя социалистического соревнования», «Покажем пример сознательного выполнения программы, ни одного дезертира с трудового фронта» и т.п. В действии — металлообрабатывающие станки, сборка двигателей внутреннего сгорания. Но вот уже готовый гусеничный трактор с буквами «Коммунар» на радиаторе ползет, как танк, на зрителя. Стремительно вертится на месте колесный трактор ХТЗ. Потом трактора выстраиваются на «линейке готовности», а рабочие вывозят из цеха готовые сеялки.

В советские времена нельзя было вспоминать, что то американские «Фордзон» и «Джон Дир», так называемое «преклонение перед Западом» решительно осуждалось. Непозволительно было сомневаться и относительно правильности линии партии, как бы та линия не осуществлялась. Вспоминается песня из довоенного советского кинофильма «Трактористы»:

Мы железным конем
Все поля обойдем —
Уберем и посеем, и вспашем.

Так же, как нельзя было вспоминать и о том, что Днепрогэс построен с помощью американской техники, нельзя было интересоваться очередностью действий трактористов в этой песне, где все делалось наоборот. В фильме же «Весной» видим мешки с хлебом с надписью на одном из них: «к засеву». Похоже, их сделала съемочная группа, так же, как осенью 1943 года под Киевом ставили теперь уже хрестоматийные таблички «Даешь Киев!», а когда в 70-х годах строили Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль, кинооператоры сами сделали на касках рабочих надпись «БАМ».

Но вот мчится эшелон с готовыми сеялками и тракторами. Отдадим должное: снято в лучших традициях киноискусства, которое еще со времен тех братьев Люмьер боготворило железную дорогу. Так снято движение колесных шатунов паровоза, буферы вагонов (теперь уже несуществующие), весь эшелон сверху и снизу — аж дух захватывает, когда видно из-под вагона, как колеса весело катятся по рельсам, как поезд переходит из колеи на колею, приближаясь к станции!

Весна продолжается: распускаются почки на деревьях, цветы, а на них ползают пчелы, мигают крылышками бабочки. И дети в Киевском зоопарке, где бедные звере нудятся, как узники в камерах-одиночках. И опять дети, дети, дети. Детей тогда настойчиво политизировали: вот «Площадь юных пионеров и большевичат», вот пионеры с флагом, горном и барабанами шагают по трое в ряд. Крупно — улыбающиеся лица.

Несмотря на название фильма, на экране наступило лето. Вспоминается легкое стихотвореньице со времен Брежневского «застоя»:

Прошла весна, настало лето —
Спасибо партии за это!

Уже созревала рожь, но вот и фасад здания с накладными буквами: «Всеукраїнське т-во насінництва. Харківський насінньовий елеватор». И мешки зерна нового урожая. Так смонтирована лента.

Совсем неожиданно появляется на экране макет Успенского собора Киево-Печерской лавры. Звонари на колокольне, писанка с буквами «Х.В.», кубышка в виде поросенка и колбасы. Пасха в том году праздновалась, по-видимому, по старому стилю, то есть 22 апреля, а не 5 мая, потому что в фильме после пасхальных мотивов идут кадры первомайской демонстрации трудящихся и катания детей в открытых грузовиках. Интересно, что этот эпизод отснят изобретательным кинооператором с другого грузовика, двигающегося рядом с детьми, которые махали флажками и неистово кричали. Эта советская выдумка — праздничное катание людей в открытом грузовике — была применена едва ли не в последний раз в Москве летом в 1957 году по случаю Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Тогда впервые в СССР были изготовлены грузовики голубого цвета (кроме традиционно защитного, военного назначения — «если завтра война», к которой в России всегда готовились и которая всегда начиналась неожиданно).

Парад физкультурников шагает еще по старой мостовой Хрещатика, на майках надпись: «Геть війну!». Футбол на стадионе (будущем имени Косиора, имени Хрущева, Республиканском, Олимпийском): поле покрыто травой кое-где, бойкая игра, интересные типы тогдашней публики. Потом — массовые упражнения по художественной гимнастике, показательные выступления велосипедистов, включая вело-акробатику и езду задом наперед (тогда велосипед не имел тормозной втулки на оси педального привода). Соревнования мотоциклистов на киевском велотреке, который просуществовал в центре города до недавнего времени — почти сто лет. Прыжки с вышки в днепровскую воду, гимнастика, забытый пушбол (командная игра с мячом диаметром 1,8 метра, весом в 20—30 кг).

Для полноты городской уличной жизни весной — пьяная драка, арест виновника (милиционер в белой гимнастерке ведет его «куда следует»).

Массовые танцы под баян, причем баянист играет, сидя на руле велосипеда и крутя педали спереди назад. Некоторые девушки танцуют в вышиванках, в бусах. Преобладают девушки, ребят мало.

В конце — фигуры высшего пилотажа исполняет неизвестный пилот на самолете-моноплане. Словно тоже танцует.

Солнце на вечерней кромке садится за тучи. Надпись: «Конец».

Посмотрите этот фильм, не пожалеете!

Примечание: фильм имеет защиту, поэтому этот текст иллюстрируют не его кадры, а некоторые фотографии из городской жизни Киева тех времен.

Фото предоставлены автором

Дмитрий МАЛАКОВ, старший научный сотрудник Музея истории Киева
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ