Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Видимость видимости

18 августа, 2005 - 19:12

Встречаю знакомого: только что, говорит, занес исполняющему обязанности председателя Гостелерадио пятничный выпуск «Дня» — здесь, мол, каждую неделю есть материал с книжного рынка Украины.

— Да?! — искренне удивился госслужащий.

Ну, к тому, что наши чиновники не читают газет, мы уже привыкли. Еще Богдан Жолдак все исчерпывающе объяснил: «Тут нада й начальство зрозуміти, бо воно сильно ж зайняте, шо в нього ні на шо вільної хвилинки не буває. Навіть на лічну жизнь. То де він її візьме на культуру тоді? Коли за ніхваткой уремня змушений просто тут, ув кабінєті, овладівать секретаркою, бо ж йому фізічіскі ніколи добігти додому, к жині, бо тут же нарада на нараді, літучки тобі єжесікундні» .

Но ведь для чиновников ведомства господина Чижа ознакомление с прессой является не столько проявлением культуры, сколько исполнением прямых служебных обязанностей: что там пописывают работники подведомственной отрасли? И что, в частности, пишут они об украинских книжных делах, которыми, якобы, государство занимается именно через Гостелерадио?

Все дело в том, что критическая точка в развитии нашего общества уже пройдена: слово «государство» и производные от него утратили сакральный смысл — гражданин судит об эффективности госаппарата не по колебанию процентов, а по скачкам цен. Поэтому министр сельского хозяйства отчитывается теперь не вспаханными гектарами и тоннами внесенных удобрений, а стоимостью сахара в магазине за углом; министр топлива и энергетики — доступностью бензина на заправках, министр промполитики — реальными контрактами на продажу наших танков и самолетов. И Президент, надеемся, судит о своих подчиненных именно по этим показателям, а не по «повышению/улучшению/углублению».

Весной Гостелерадио провело публичную презентацию использования бюджетных средств за 2004-й год. Отчет выставлен на ведомственном сайте. Читаем: «Комитет в прошлом году профинансирован по 14 бюджетным программам в сумме 207746,0 тыс. грн.» Но что такое Гостелерадио — контора по распределению ґрантов или инструмент наполнения бюджета? Какая польза государству от того, что 207 миллионов оторвали от здравоохранения и образования и передали полностью бизнесовым отраслям: прессе, полиграфии, книгоизданию? Насколько повысилась после этого вливания их эффективность? Сколько денег поступило в казну от увеличения рабочих мест и объемов производства?

Этого в отчете нет. Нет даже элементарной статистики, которая иллюстрировала бы состояние дел в отрасли: например, сколько книг продано в Украине за этот год? Сколько из этих проданных книг выпустил отечественный производитель? На какую сумму граждане Украины купили книг на государственном языке? Все это называется хитрым словом «мониторинг», без учета которого ни одно решение не имеет шансов выжить — включая законы, которые готовят в Комитете. А мониторинг без прессы невозможен.

Какими бы закрытыми ни были маркетингвые исследования, их результаты должны интерпретировать независимые специалисты. Только тогда эти исследования становятся инструментами принятия решений, а не имиджевой косметикой. Во всем мире звеном, стимулирующим экспертную оценку, являются специализированные журналисты. Они объединяются в так называемые пулы, которые с летописной тщательностью следят за жизнью государственных институтов. Свой пул в Белом доме, в Кремле и на Банковой. Свой пул у государственных энергокураторов, у милиционеров и Министерства культуры. Члены журналистских пулов не только подвергают экспертной проверке полученные на регулярных бриффингах сведения, но и сопровождают чиновников в командировках, на месте оценивая эффективность этих командировок: кто кого переиграл на переговорах в Узбекистане или как украинских художников воспринимали на Венецианском биеннале?

В бывшем Госкомтуризме, возглавляемом В. Цыбухом, чиновники не выезжали на ни одну международную выставку без группы из полутора десятков журналистов. Не потому ли в ведущих газетах — и в «Зеркале недели», и в «Дне» — появились интересные туристические рубрики? И не лежит ли эта информация в подоснове заметного улучшения дел в отечественном туристическом бизнесе?

Понятно, что держать при себе такие пулы для ведомств — дело рискованное: иди знай, что там этот журналист потом напишет, несмотря на оплаченную командировку. Да, профессиональный разум не заключишь в рамки PR-кампании, однако к разуму стоит прислушиваться даже госслужащим.

Сколько же журналистов отправило Гостелерадио на недавнюю книжную ярмарку в Одессу? Ноль. И из самих чиновников никто не приехал. Мониторинґ!

А кто из журналистов попадет в пул Гостелерадио на Форум издателей во Львове? Пока о таких планах не слыхать. А на сентябрьскую Московскую международную книжную ярмарку? А во Франкфурт в октябре? И не будет ли означать отсутствие журналистов в составе официальной украинской делегации в Москве и Германии очередную попытку скрыть действительный успех/неуспех наших экспозиций там?

Ходят слухи, что в книжном Комитете задумались над цивилизованным представлением страны за границей. Признак, может, и хороший, но неопределенный. Как там у Марка Твена: « У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется почти неделя». Не неделю — месяц раскидывали государственными запасами ума на улице Прорезной: принимать ли приглашение Краковской книжной ярмарки представить Украину как почетного гостя. Решили: не время…

Гражданин Паниковский, памятник которому стоит недалеко от Гостелерадио, во всем стремился доискаться смысла. Как и его шеф, турецкоподданый Остап-Ибрагим-Бендер-бей, у которого засветились бы глаза от симптоматического отсутствия информации о какой-либо полезной для книжного рынка деятельности Комитета, и он решительно предложил бы господину Чижу: «Мамаша, пройдемте в закрома!» И вернулся бы оттуда полностью уконтентованым.

«Нетрудно жить, когда не видишь смысла» (Б. Акунин).

Соавторы: Богдан ЖОЛДАК. Антиклімакс. — К.: Факт, 2001.
Марк ТВЕН. Простаки за границей, или Путь новых паломников / Собрание сочинений в 12 томах. Т.1. — Москва: Гослитиздат, 1959.
Борис АКУНИН. Комедия; Трагедия. — Москва: ОЛМА-пресс, 2002.
И.ИЛЬФ, Е.ПЕТРОВ. Золотой теленок. — Х.: Фолио, 2000.

Константин РОДЫК, главный редактор журнала «Книжник-rewiew», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ