Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виктор Гирич: «Театр должен дарить людям свободу, расширяя пространство... »

Киевский ТЮЗ готовится к 90-летию. «День» вместе с руководителем коллектива листает страницы истории и смотрит в будущее
21 февраля, 2014 - 12:37
ВЕЧНАЯ КЛАССИКА, ПРОЧИТАННАЯ НАШИМИ СОВРЕМЕННИКАМИ. НА ФОТО — АЛЕКСАНДР ЯРЕМА (ГАЕВ) И АНЖЕЛИКА ГИРИЧ (РАНЕВСКАЯ) В СПЕКТАКЛЕ «ВИШНЕВЫЙ САД» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ТЕАТРА НА ЛИПКАХ
ВИКТОР ГИРИЧ

Напомним, идея создания театрального коллектива, который посвятил бы себя воспитанию детей и молодежи, принадлежит Александру Соломарскому и Ирине Деевой. Несмотря на то, что у них не было ни помещения, ни средств, 8 ноября 1924 года киевская детвора увидела первую премьеру будущего киевского ТЮЗа — «Маугли» по одноименному рассказу Редьярда. Киплинга. Вера, творческое воодушевление руководителей и актеров вновь созданного коллектива преодолевали любые препятствия!

Основанный как Государственный театр для детей, ТЮЗ не раз менял свое название (носил имена Ивана Франко, Максима Горького и Ленинского комсомола), переезжал в разные помещения (первый спектакль играли в Доме учителя). Но неизменными для разных поколений, которые работали в нем на протяжении всех лет, оставались дух служения искусству, желание вводить в таинственный мир театра, влюблять в него детей, подростков и их родителей. Сегодня Театр на Липках — особенный творческий коллектив, потому что работает для разных возрастных категорий. Гостеприимно отворяя двери утром перед малышами, вечером ТЮЗ показывает представления для подростков, молодежи и взрослых. О настоящем и будущем коллектива рассказывает художественный руководитель киевского ТЮЗа Виктор Гирич.

«ВСЕ НАШИ КРИЗИСЫ, ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ, НАЧИНАЮТСЯ ИМЕННО С КРИЗИСА НАШЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ»

— Стремление достичь высокого художественного результата, к сожалению, в наших условиях обычно приходит в противоречие с ожиданиями большей части публики, которая хочет хлеба и зрелищ.  Как быть в этом случае?

— Великий классик, наш земляк Николай Гоголь говорил: «Развлекая — поучай». Конечно, в своем подавляющем большинстве зритель тяготеет к развлечениям. Но это не значит, что и мы, те, кто создает театр, должны забывать о поучительной, воспитательной функции, о которой сегодня говорить немодно. После горбачевской перестройки задачи формирования мировоззрения, поиска смысла в искусстве отошли на второй план. Даже в афише ведущих театров, которые всегда славились высокой культурой и серьезным репертуаром, начали появляться авторы, имена которых связаны исключительно с развлечением и  отдыхом. Я считаю, что, даже развлекая, мы должны учить и поддерживать в человеке человеческое. Наконец, перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос: «А что дальше? Что там, за границей жизни»? Поиск ответа на эти вечные вопросы существуют у нас подсознательно. Я не верю, что даже те люди, у которых все есть, живут беззаботно, что их не точит червь сомнений и страхов перед вечностью. Другое дело, что те, у кого жизнь удалась, пытаются создавать вид беззаботности, однако в глубине души и они не имеют покоя. И наша извечная потребность в ответах дает возможность для существования серьезного театра,  который вместе со зрителем ищет смысл.

— Не могу не вспомнить великого гуманиста Виктора Франкла, основная работа которого так и называется: «Человек в поисках смысла». Как вы думаете, театр дает этот смысл, меняет людей? Или, возможно, воспитание искусством является просто красивой, но не осуществимой идеей?

— Обычно меняет. Если есть влияние на сознание, то оно невольно под давлением этого влияния будет меняться. На меня, например, очень влияет музыка. Думаю, что во все времена она была наиболее действенной из всех искусств в формировании нашей психики, нашего настроения, и литература ей в этом, особенно сегодня, очень уступает. Молодежь теперь в основном слушает, все ходят с наушниками, а читают мало. Ввиду того, что музыка производит очень сильное впечатление, стоило бы уделить ей большое внимание в системе воспитания, начиная с детского сада, я уже не говорю о школе. Потому что то, что мы слушаем, может по-разному влиять на психику, может поддерживать и развивать у нас творческие тенденции, а может и разрушать. Что касается театра, который синтезирует в себе разные виды искусства, он, кроме того что влияет через звук, через визуальное восприятие, несет в себе еще и интеллектуальную составляющую. И очень важно, что то содержание, те идеи, которые мы закладываем в спектакль, усиливаются благодаря эмоциональному влиянию на чувства зрителя. А оно осуществляется благодаря той же музыке, сценографии, хореографии и, конечно, игре актеров, которые являются на сцене основными носителями эмоций. Так что, я думаю, театр является наиболее действенным искусством в своей способности влиять на зрителя. Его возможности в этом отношении неисчерпаемы, благодаря чему театр и существуют тысячи лет, хотя ему в прошлом веке не раз пророчили смерть в связи с возникновением сначала кино, а затем и телевидения.

— Виктор Сергеевич, а в какую сторону сегодня движется зритель? Кто на кого больше влияет — театр на зрителя или он на театр?

— Это взаимосвязанные вещи, потому что, существуя в определенном пространстве, мы чувствуем его влияние на нас, а с другой стороны — можем влиять на качество, на состояние пространства. Думаю, одна из основных задач театра заключается в том, чтобы сохранить и донести до новых поколений то, что мы называем человеческими ценностями, что вкладываем в понятия морали, духовности. Потому что все наши кризисы, включая экономические, социальные и политические, начинаются именно с кризиса нашей нравственности. Мы сегодня все больше и больше говорим о кризисе многих качеств, которые дают нам право называться людьми, прежде всего у нас проблемы с такой христианской добродетелью, как сочувствие. Для становления личности очень важно понятие пространства. Из-за общей урбанизации мира мы оказались в очень некомфортном пространстве, которое  лишает нас контакта с природой, а следовательно сильно ограничивает нашу эмоциональную жизнь. Мы живем в мире информации, идей, которые лишены нормальной эмоциональной окраски. Современные городские дети, увлеченные технологиями — компьютеры, гаджеты и т. д. — лишены нормального общения. Они затыкают уши наушниками и не слышат того, что происходит вокруг. Так формируются эгоисты. Поэтому сегодня задача театра в формировании личности усложняется, потому что людей, зацикленных на себе, трудно вывести во внешнее пространство и сделать их соучастниками того, что происходит вокруг. Театр должен дарить людям свободу, расширяя пространство их существования, делая их раскованными, провоцируя их на сильные эмоциональные переживания, заставляя думать и делать выбор.

— Какие периоды в существовании Киевского ТЮЗа, с вашей точки зрения, являются наиболее плодотворными?

— Прежде всего, это рождение и первые годы театра, связанные с именами его основателей Александра Соломарского, Ирины Деевой и тех выдающихся мастеров, которых вдохновили на сотрудничество с детским театром. А это Амворосий Бучма, который ставил в ТЮЗе спектакль и привел в театр Владимира Татлина, Николай Фореггер, Вадим Меллер, Анатолий Петрицкий. Искусство 1920-х очень интересно, потому что оно обозначено активными творческими поисками новых соотношений между формой и содержанием. А вот довоенные годы таких поисков были уже лишены, это период стагнации. Тогда в советском искусстве начинает господствовать академизм, эксперименты прекратились, все театры должны были копировать МХАТ, работать по «системе Станиславского», хотя при этом не многие понимали ее суть. До недавнего времени считалось, что во время Второй мировой войны киевский ТЮЗ не работал. Между тем мы получили документальные свидетельства о том, что коллектив, пусть не в полном составе — потому что кто-то из актеров не поехал в эвакуацию, — работал в Новокузнецке. Что касается послевоенного периода, то здесь, прежде всего, надо вспомнить имя Виктора Довбыщенко, который вошел в историю нашего театра как настоящий мастер. Интересными были годы, когда ТЮЗ возглавил Александр Барсегян, который сумел собрать интересную команду — Игорь Безгин на должности директора, Михаил Френкель в качестве сценографа, прекрасные актеры: Анатолий Васильев, Анатолий Пазенко, Ольга Пуць, Майя Пазич, Лина Будник, Владимир Олексиенко, Николай Козленко, Владимир Коршун...  Это только начало большого списка... Однако должен вспомнить и таких режиссеров, как Валерий Поцунов и Николай Мерзликин. Благодаря им театр переживал большой творческий подъем. Позже Мерзликин, уже в качестве главного режиссера, поставил несколько знаковых представлений, которые характеризовали свое время, в том числе «Любовь, джаз и черт» Грушаса.

«ЗРИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ВПЕРВЫЕ ПОПАЛИ К НАМ ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ, ТЕПЕРЬ ПОСЕЩАЮТ НАШ ТЕАТР НЕ ТОЛЬКО СО СВОИМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ, НО И ХОДЯТ НА ВЕЧЕРНИЕ СПЕКТАКЛИ»

— Несмотря на творческие успехи киевского ТЮЗа, все же существует определенное предубеждение относительно детского театра как такого. Есть большая категория зрителей, которые воспринимают его как детскую туфельку, из которой они выросли. Вам здесь не тесно, ведь вы до сих пор ставите сказки?

— Казалось бы, через тридцать лет работы в ТЮЗе, а тем более в статусе художественного руководителя мог бы уже не ставить спектакли как режиссер. Нет, мне не тесно. К новогодним праздникам поставил «Лет тяб бет» Михаила Френкеля. Сказка, хотя в ней может не быть утонченных психологических диалогов, несет в себе очень глубокое, вечное содержание, которое не поддается разрушению временем. Между тем у нас в репертуаре, который состоит из сорока названий, всегда были спектакли для взрослых. До сих пор идут «Волки и...» по Островскому, поставленные Максимом Михайличенко, Константин Дубинин, кроме других авторов, ставит «Ибсена», «Кукольный дом» идет у нас уже свыше десяти лет. Я недавно поставил «Вишневый сад», а до этого — «Чайку» Чехова, «Безумный день» Бомарше. На нашей сцене Валентин Козьменко-Делинде поставил «Месяц в деревне» Тургенева. И беспристрастная публика воспринимает эти спектакли очень хорошо — есть зрители, которые даже не осознают, что попали в «детский театр», для них мы являемся одним из хороших киевских театров. К тому же, есть зрители, которые впервые попали к нам еще в детстве, а теперь посещают наш театр не только со своими маленькими детьми, но и ходят на вечерние спектакли.

— Раскройте секрет, какие постановки в ближайших планах ТЮЗа?

— К юбилею Тараса Шевченко хочется сделать настоящее, хорошее, а не просто к «дате» представление, хотя это непросто, потому что имеем дело с высокой поэзией. В планах «Волшебные сабинянки» Леонида Андреева, постановка документальной драмы на тему Майдана. Что касается празднования  90-летия театра, которое состоится осенью, то мы готовимся к юбилею, сделаем представление, которое будет состоять из фрагментов разных наших спектаклей, что позволит рассказать о художественных поисках театра последних лет.

Вадим ДЫШКАНТ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ