После окончания I Одесского международного кинофестиваля прошло не так много времени, но уже можно собирать... лавры. Сделанный в достаточно короткий срок форум не вышел комом, несмотря на то, что в процессе подготовки подвергался ироничным, а порой просто недоброжелательным комментариям: мол, кино в Украине не существует, а фестивали плодятся, как грибы. Интересные, профессионально качественные фильмы, соревновавшиеся на форуме, выдержали критику, внеконкурсные программы проходили при аншлаге, изюминки Одесского киносмотра — мастер-классы мэтров мирового кино Рутгера Хауэра, Йоса Стеллинга, Вадима Перельмана вызвали такой ажиотаж, что некоторым из именитых гостей пришлось проводить два занятия вместо одного. Беспрецедентным событием для города оказалась демонстрация шедевра мирового киноискусства — фильма «Броненосец Потемкин» в сопровождении живого симфонического оркестра — на месте реальных съемок картины Сергея Эйзенштейна, знаменитой Потемкинской лестнице, на которой собралось около 10 тысяч человек. И иностранные гости, и старожилы Одессы, и обычные туристы были, без преувеличения, поражены величественным действом и обсуждали его до конца кинофестиваля.
Обо всех этих фактах аккредитованная на фесте пресса информировала читателей, но многое, конечно же, осталось за его кулисами. Первая леди Одесского международного кинофестиваля, его президент Виктория Тигипко в эксклюзивном интервью газете «День» расшифровала некоторые ребусы, рассказав не только о том, каким ей видится будущее форума, но и о личных вкусах, воспитании детей, семейных ценностях.
ОБ ИДЕЕ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ПОВЕРХНОСТИ
— Создание подобного киносмотра, и именно в Одессе, поступок логичный — и тактически, и стратегически: этот город всегда считался Меккой кино и юмора. Тем более, что много лет назад здесь успешно проводился Международный кинофестиваль «Золотой Дюк», к организации которого имел непосредственное отношение мэтр российского кино Станислав Говорухин... Кому из вашей команды изначально пришла в голову идея проведения ОМКФ?
— Подобные мысли не раз посещали и меня, и директора фестиваля Дениса Иванова. Идея создать кинофорум родилась органично — вместе с Денисом мы воплотили в жизнь около 20 кинопроектов. Захотелось проверить себя на более масштабном мероприятии. Когда же мы определились со временем проведения киносмотра — июлем, альтернативы Одессе, конечно же, не было. Если бы это был январь или февраль, тогда, по всей видимости, нам пришлось бы размышлять над местом проведения фестиваля. Нашей целью было создать яркое социально-культурное мероприятие — не только для Одессы, но и для всей страны.
— На кинофестивале существует приз «Золотой Дюк». Организаторы былого феста с одноименным названием спокойно отнеслись к такому решению?
— Честно говоря, не понимаю, что здесь плохого. Мы искренне хотели сохранить преемственность фестивалей. Решили перенять у популярного в свое время киносмотра все лучшее, холить его и лелеять, но видоизменять в соответствии с новым временем. Более того, мысль учредить приз возникла не в связи с «Золотым Дюком», а с личностью герцога Армана дю Плесси, известного нам как дюк де Ришелье, которая у всех ассоциируется с замечательной, уникальной Одессой. Этот человек был первым мэром города, руководил им 11 лет, хотел сделать красивее Парижа и Санкт-Петербурга («Северной Пальмиры») и создал неповторимую «Южную Пальмиру» именно такой, какой мы ее знаем и любим. Все вместе — море, своеобразная архитектура, знаменитые голливудские фамилии, корнями связанные с Одессой (Сильвестр Сталлоне, Вупи Голдберг и другие), первые в мире киносалоны на Дерибасовской, открывшиеся за два года до 1895-го, когда Люмьеры удивили мир движущимися картинками в Париже, — и определило наше желание остановиться на Одессе как возрожденном фестивальном центре. Поэтому мы не обижаемся на некоторое непонимание, возникшее поначалу со стороны одесских кинематографистов, настроены позитивно. Смотрим на сложившуюся ситуацию, как изобретатели: любое новшество всегда нелегко а, порой и болезненно внедряется в жизнь. Затем рана заживает, и все понимают — так было необходимо, и теперь пациент здоров. (Смеется). Надеемся, что аналогичный диагноз ожидает и наш фестиваль. Какие-то небольшие трения были, но это даже не болезнь — простуда: почихали и забыли!
— Нередко новые кинофестивали создаются просто как смотры кино последних лет, что, несомненно, имеет смысл, поскольку информация о лучших фильмах мирового кинопроизводства разных жанров достаточно ограничена — в прокат попадают лишь бестселлеры, и часто сомнительного качества. Ваша команда строит политику Одесского фестиваля на удивление грамотно — Летняя киношкола, палаточный городок для молодежи, гибкая система продажи абонементов для зрителей, ни одной замены в программе, мастер-классы мэтров мирового кинематографа: все это позволяет предположить, что данный форум может стать еще и коммерческим предприятием. Подобные цели важны для вас, или же возможный неуспех в фестивале как бизнесе не имел решающего значения при его создании?
— Как киноман со стажем, могу констатировать, что фестивальное движение — не коммерческое предприятие. Это большое социально-культурное событие. На нем не зарабатывают. Конечно же, у нас есть спонсоры, и даже появились меценаты. Их поддержку мы реально ощутили здесь, в Одессе. Помогло и государство — Министерство культуры и туризма Украины и Одесская обладминистрация, часть расходов, пускай и не очень большую, взяли на себя. Не скрою, приятно, что союзниками ОМКФ стали люди, неравнодушные к искусству, ведь мы хотим этим фестивалем возродить интерес к украинскому кинопроизводству. Украина — страна разнообразных ландшафтов, здесь есть все — моря, озера, горы, реки: снимай — не хочу! Есть и огромный профессиональный потенциал — талантливая и активная молодежь, которая хочет заниматься кинопроизводством. Следует лишь перенять опыт других государств, где на фильмы отечественного производства выделяются бюджетные деньги, грамотно строится прокатная политика, и начинать снимать национальное кино, прививая зрителям вкус к хорошим фильмам. Вернее, развивая его, добиваясь, чтобы в их душе после просмотра что-то всколыхнулось, может быть, они нашли бы ответы на сокровенные вопросы... Наконец, чтобы, посмотрев веселое или грустное кино, выходили из кинотеатров не с пустой душой. Так вот, наш фестиваль — первая ступень к возрождению украинского кино.
— Как отнесся к идее создания Одесского международного кинофестиваля ваш муж, вице-премьер министр Украины Сергей Леонидович Тигипко? Поддержал? Не советовал связываться со столь хлопотным делом? Или вы — человек самодостаточный и поставили супруга перед фактом, приняв решение лично?
— Муж был двумя руками «за» эту идею. Поддержал меня целиком и полностью. Ведь он сам — большой ценитель арт-хаусного, интеллектуального кино, которое заставляет думать. Мы часто ходим вместе на показы авторского кино в небольшие залы, где иногда можно увидеть настоящие шедевры.
О ДЕТЯХ, НЕ ЛЮБЯЩИХ ТОМА И ДЖЕРРИ
— У вас трое детей, которые еще явно маловаты для понимания арт-хаусного кино. Какие фильмы смотрят они?
— И Тимофей, и Ася, и Леонтий очень любят замечательные советские мультики — «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и другие. В нашей видеотеке большая коллекция доброй старой анимации.
— Существует ли запрет на просмотр каких-либо картин?
— Особо ничего не запрещаю. Но мне не очень нравится, когда они смотрят мультфильмы, которые я не могу объяснить. Например, «Тома и Джерри». Дети — особенно старший, Тимофей — задают вопросы, на которые у меня нет ответа. Почему, например, Том и Джерри не могут решить конфликт между собой в течение многочисленных серий. Они ведь еще не в состоянии понять, что кино — не только развлечение, но и бизнес.
— Брали их с собой в Одессу, на кинофестиваль?
— Да нет, они для такого, пусть даже и веселого кино, еще маленькие. Вот если бы на фестивале были фильмы для детей (что, думаю, мы со временем и осуществим), тогда, несомненно, взяла бы детвору с собой. Кстати, внеконкурсные программы мы собираемся в будущем делать еще разнообразнее: здесь будет представлено и дебютное, и детское, и анимационное кино, и работы, снятые на мобильный телефон и цифровую камеру. Желание есть, требуется лишь время для реализации всех планов.
— А на что вообще ориентируетесь в воспитании детей — на спорт, музыку, танцы?
— Стараюсь приобщать ко всему: опытным путем выявляю, кто к чему тяготеет. С Тимофеем и Асей, например, пробовали заниматься игрой на фортепиано. Асе нравится, а Тимофей заявил: «Мама, лучше я буду цветы поливать, подметать перед домом! Не хочу заниматься музыкой!» Ну, что поделаешь, главное, честно признался...
— Рискну предположить, что вы также занимались музыкой в детстве?
— Я окончила с отличием музыкальную школу по классу классической гитары. Играю на фортепиано, домре. Работала в замечательном квартете, с которым мы давали концерты в Киеве. Меня даже без экзаменов принимали в училище имени Глиера... Вообще, гитару я обожала, но сейчас не играю вообще. А вот классическую музыку очень люблю до сих пор. С удовольствием хожу на концерты, особенно, если собирается компания друзей, которым тоже по душе классика.
О ЛИЧНОМ
— Удовлетворите женское любопытство: каково имя дизайнера вечернего платья, в котором вы были на открытии Одесского фестиваля? Его кажущаяся простота, на мой взгляд, — шик высшего качества.
— Ральф Лорен. Обожаю его стиль. И считаю, кстати, что бессмысленно тратить много денег на одежду. Сегодня на Западе есть интересные модельеры, работающие ничуть не хуже мировых знаменитостей в области дизайна одежды. Так что на супербрендах я не зацикливаюсь.
— Но предпочтения в цветовой гамме, очевидно, все-таки существует?
— Обычно комбинирую. И синий люблю, и серый, а сегодня, как видите, даже надела красное платье. За сезонными рекомендациями не особенно слежу, физически не хватает времени ходить на показы мод. А вот мероприятия, посвященные современному искусству, стараюсь посещать: регулярно бываю на «Арт-Базеле» в Швейцарии, на арт-форумах в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Конечно же, в московском Центре современной культуры «Гараж», который открыла Даша Жукова. С киевскими художниками дружу лично, заглядываю в их мастерские, коллекционирую работы. В нашем доме «прописались» произведения самых интересных и востребованных, на мой взгляд, украинских художников — назвала бы их «Топ-10» современного искусства Украины: Арсена Савадова, Александра Ройтбурта, Юрия Соломко, Ильи Чичкана, недавно ушедшего талантливого Александра Гнилицкого, Олега Тистола, Максима Мамсикова, Андрея Галашина, Александры Жумайловой-Дмитровской, Игоря Гусева — одессита, кстати.
— Если бы у вас была возможность с помощью машины времени перемещаться в прошлое, какой век вы бы выбрали для подобной экскурсии?
— Заглянуть хотелось бы в каждый, но я — человек новых технологий, и будь такая возможность, лучше бы погостила в будущем.
— Вы в идеальной физической форме. Это — генетика, или при всей своей занятости успеваете находить время для спортзала?
— Чудес не бывает. Конечно же, хожу в тренировочный зал. Даже в Одессе, где во время фестиваля приходилось спать по три часа, не изменяла этой привычке. Говорю не ради красного словца — мой одесский тренер Игорь подтвердит, что я не лукавлю.
— Можно узнать ваш рост и вес?
— 170 сантиметров, 57 килограмм. Кстати, во время подготовки к кинофестивалю похудела в талии на пять сантиметров!