Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виртуозность в отсутствии вдохновения

Завершился III Международный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает»
3 ноября, 1999 - 00:00

Нынешний фестиваль «Владимир Крайнев приглашает» постарался не пропустить ни единой юбилейной даты: 100-летие со дня рождения Франсиса Пуленка, 190-летие со дня рождения Феликса Мендельсона, 110-летний юбилей Анны Ахматовой и, наконец, 150-летие со дня смерти Фредерика Шопена. Шопеновские дни стали своего рода основой, фундаментом фестиваля, хотя, пожалуй, не самой яркой его страницей. Основной груз этой части форума взяли на себя дети — ученики Владимира Крайнева или лауреаты его конкурса, и очень часто их интерпретация поражала виртуозностью, но отнюдь не всегда вдохновляла. Шопен относится к категории тех композиторов, которых нужно исполнять либо гениально, либо не исполнять вообще, ибо почти вся его музыка на слуху у публики, и планка, ниже которой нельзя опускаться, очень высока. Но нынче звучание музыки Шопена было conditio sine qua non, и играть его пришлось всем. В лучшем положении оказались интерпретаторы ранних и малоизвестных опусов композитора, в худшем — исполнители популярных шопеновских шедевров. В целом же шопениана юных пианистов скорее оставляла слушателя равнодушным, несмотря на яркие выступления Ильи Рашковского из Новосибирска или Роберта Уманского из Москвы. И уж совсем разочаровала Лилиан Акопова, выглядевшая на сцене эффектно более за счет собственной внешней артистичности, чем за счет глубины проникновения в исполняемую музыку. Зато порадовал сам Маэстро, исполнивший знаменитую Вторую сонату, а также Сонату для виолончели в дуэте с прекрасным музыкантом Александром Рудиным.

Кульминацией фестиваля стали, безусловно, два концерта французского пианиста корейского происхождения Кун Воо Пека. Чудесный сольный концерт с необычным ракурсом видения поздних сонат Бетховена, и выступление с оркестром с редко звучащими у нас Концертом Мориса Равеля и Концертом для двух фортепиано Франсиса Пуленка (дуэт Кун Воо Пек и Владимир Крайнев). Впрочем, этот замечательный концерт не обошелся без ложки дегтя. Отмечая юбилей Мендельсона, оркестр Национальной филармонии без особого вдохновения исполнил «Итальянскую симфонию» этого композитора. И, самое главное, были поползновения испортить оркестровой партией блестящую игру Кун Воо Пека и Владимира Крайнева. Слушателям требовалась изрядная доля фантазии, чтобы суметь абстрагироваться от навязчивой фальши оркестра. А затем, пропустив всю звуковую массу через свой слуховой фильтр, наслаждаться виртуозной техникой, чистейшим, прозрачнейшим звуком и высокоинтеллектуальной игрой обоих мастеров.

Выступление Кун Воо Пека стало кульминацией фестиваля — пианисты такого уровня не часто посещают нашу столицу. И мы надеемся, что ему у нас понравилось и мы в следующем году вновь сможем услышать игру этого замечательного музыканта.

Ольга ЗОСИМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ