Концерт значительно нарушит камерный формат программ этого зала. Будут звучать арии и дуэты из самых известных и любимых оперных шедевров А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Дж. Россини, Ж. Бизе, Дж. Пуччини, Дж. Верди, С. Гулака-Артемовского, Дж. Гершвина и других классиков разных эпох и музыкальных стилей.
— Идея создать программу, полностью «сверстанную» из оперных арий и дуэтов возникла неслучайно, — рассказал «Дню» Сергей КОТКО, солист Национального дома органной и камерной музыки. — Сегодня вокруг оперы длятся разные дискуссии, вызванные радикальными режиссерскими постановками на большинстве сцен мировых оперных домов как в Европе, так и в Америке. В этих спектаклях современные режиссеры, которые преимущественно не являются по основной специальности музыкантами, пытаются «осовременить» сюжетную канву опер, написанных 100 или 200 лет тому назад, помещая своих героев в необычные места действия — то Кармен сидит на сцене с обнаженными икрами и полощет какую-то тряпку в ведре просто на сцене, то действие с мифологической первоосновы неожиданно переносится в психиатрическую больницу. Такие эксперименты, по моему мнению, заставляют зрителя забывать, что в действительности художественная ценность оперы, как музыкального искусства, заключается в первую очередь в приоритете вокала, пения, а не в сценическом антураже, не всегда уместном и стилистически взвешенном. Вспомним, как еще в позапрошлом веке аристократы позволяли себе появляться в собственной оперной ложе именно во время исполнения исходной арии примадонны, ожидая, например ее верхнее «соль» третьей октавы... в собственной оперной ложе.
В наше динамическое время опера, конечно, вынуждена разными способами идти на компромиссы, адаптироваться, чтоб, не теряя свою привлекательность для широкой публики, все же сохранить свою первобытную жанровую идентичность. Поэтому именно зрелищность выходит на авансцену оперных постановок.
В нашем концерте пытались презентовать оперные арии, которые составляют квинтэссенцию оперного действия и характеристик тех героев, голосом которых «говорит» певец со сцены с публикой. Программа даст возможность слушателям насладиться музыкой композиторов разных эпох, и именно вокальная сторона является здесь универсальным ключом для понимания стиля каждой арии. Так, в моем исполнении прозвучит ария Роланда Nel Profondo из одной из лучших опер времени Барокко «Орландо Фуриозо» А. Вивальди (известной еще как «Неистовый Роланд»). Ария Зороастра — мудрого волшебника из оперы Г.Ф. Генделя «Орландо» — продолжает линию виртуозного вокала барокковых опер.
Музыка этих композиторов поражающе виртуозна и в то же время очень красивая и дает возможность певцу максимально продемонстрировать технические преимущества своего голоса, раскрыть все грани исполнительского мастерства. Знаменитая ария «Со списком» Лепорелло, который объявляет «донжуанский список» побед своего хозяина, из легендарной оперы Моцарта «Дон Жуан» всегда захватывает слушателя невероятно комичной атмосферой любовной интриги. Кардинально другого, мощного и тембрового насыщенного вокала, максимальной экспрессии требует музыка вердиевских опер.
В концерте также прозвучит ария Джованни да Прочиды из малоизвестной в Украине оперы Верди «Сицилийская вечерня». Здесь роскошная вокальная кантилена, широкий диапазон, благородство осанки персонажа работают на создание сурового и в то же время мужественного вожака мятежников-сицилийцев против французских поработителей.
В тандеме с моей коллегой, Иванной Плиш, мы презентуем дуэт Одарки и Карася из оперного шедевра С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», и я убежден, что эта знаменитая искрометная комедийная сценка не оставит никого безразличным. А дуэт Порги и Бесс из одноименной оперы Дж. Гершвина перенесет публику в мир яркого бродвейского мюзикла. Ипровизационно-блюзовая стихия негритянского фольклора, переменчивые расшатанные ритмы, романтичная мечтательность музыки этого дуэта всегда очаровывают слушателей любого возраста. Музыка этого произведения — это своеобразный оперный мостик между самобытными оперными культурами Старого и Нового миров. Эти и другие оперные арии и дуэты, которые будут звучать в концерте «Виват, Опера!», исполненные без всяких технологических и визуальных фильтров, по моему мнению, должны еще раз доказать, что сама ценность человеческого и собственно, голоса певца, никто не способен нивелировать. И именно поэтому опера и сегодня уверенно продолжает занимать свою привилегированную нишу в сложном конгломерате современных культурных ценностей.
В концерте также примут участие замечательные музыканты Ирина Калиновская (орган), Екатерина Баженова (фортепиано), Тамара Рой (флейта)».
СПРАВКА «Дня»
Сергей Котко (колоратурный бас) окончил музыкально-педагогический факультет Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова (класс вокала народного артиста Украины Владлена Грицюка), Харьковский государственный университет искусств им. И.П. Котляревского (класс профессора Л. Цуркан) и аспирантуру Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины по специальности «Музыкальное искусство». Певец совершенствовал свое мастерство во время стажировки у известного педагога Натальи Прокопенко.
Сергей Котко принимал участие во многих фестивалях и конкурсах, среди которых молодежная программа Большого театра, международный конкурс вокалистов Competizione dell`Opera (Москва, 2011), Вагнеровский фестиваль в Байройте (2011). На международных конкурсах в Киеве в 2005 и 2011 году певец награжден первой премией.
С 2011 года Сергей Котко — солист Национального дома органной и камерной музыки Украины. В его репертуаре произведения композиторов разных эпох — от времени барокко до наших современников. Особенного внимания заслуживают программы, составленные из оперных арий Г.Ф. Генделя (благодаря певцу некоторые из них в Украине прозвучали впервые), оперных арий Дж. Верди, программа «Жемчужины украинской песни 60-х годов ХХ века» и другие.