В Черновцах, на доме по ул. Маяковского, 40/1 висит
табличка, извещающая о том, что здесь жил популярный украинский композитор.
Поднявшись на второй этаж, вы попадаете в Мемориальный музей Владимира
Ивасюка. Это четыре небольших комнаты, вместивших 11 тысяч экспонатов,
связанных с жизнью и творчеством маэстро, а также его отца — писателя Михаила
Григорьевича. В октябре музей отметил свое пятилетие.
В Черновцах их семья прожила шесть лет. Вначале
семь человек ютились в двухкомнатной квартире по ул. Б. Хмельницкого, 58,
а с июня 1971 года переехали в более просторное жилье на ул. Маяковского.
В ту пору Владимир уже стал известным композитором, но никакой «звездности»
в его характере друзья и близкие не замечали. Отправив родителей к родственникам,
он вместе с сестрой Галиной клеили обои, приводя в порядок квартиру. Здесь
впервые у Володи появилась собственная комната. Правда, по-настоящему насладиться
«хоромами» он не успел, так как уже через год уехал во Львов.
— Два года мемориальный музей существовал лишь на бумаге,
— рассказывает директор музея им. В. Ивасюка Прасковья Нечаева. — 9 октября
1995 года его удалось зарегистрировать юридически и избежать участи стать
филиалом Черновицкого краеведческого музея. А для посетителей мы открылись
в день рождения композитора — 4 марта 1999 года. В первые годы организовывали
выездные выставки, так как еще год здесь жила мать Владимира — София Ивановна.
Первой нашей экспозицией стало открытие рабочего кабинета отца композитора
— Михаила Григорьевича. Сейчас в наших архивах хранятся различные документы:
библиотека, фотографии, рукописи, личные вещи. А самая большая и хроническая
проблема, как и у всех музеев страны, — нехватка денег.
Когда начинается осенне- зимний период, то сотрудники музея
ютятся в маленькой кухоньке, переоборудованной под рабочий кабинет. Всю
квартиру они отапливают раз в неделю или перед приходом экскурсантов. Таким
образом удается сэкономить на коммунальных услугах. Впрочем, никто из сотрудников
не ропщет. Каждому посетителю они готовы подробно рассказывать о знаменитом
композиторе, интерес к которому с годами не ослабевает, а лишь увеличивается.
Особенно много вопросов возникает из-за странного исчезновения и гибели
Владимира.
КАК ЭТО БЫЛО?
О смерти композитора ходит несколько версий: от убийства
до самоубийства. Архивы этого дела, находящиеся в Москве до сих пор, ни
родственникам, ни сотрудникам музея не открывают, ссылаясь на гриф «секретно»,
а возможно потому, что еще живы многие участники тех драматических событий.
Официальные власти прикрылись размытой формулировкой «погиб при невыясненных
обстоятельствах в Брюховецком лесу». Но родственники Ивасюка считают, что
Владимира убили.
В день похорон его отец — Михаил Григорьевич ходил по кладбищу
и говорил: «Пальчики мои, пальчики». Неонила Братунь в одном из интервью
рассказала, как происходило опознание. В морг они пошли вместе с матерью
композитора. Помещение было плохо освещенным. Софье Ивановне, взглянувшей
на тело, стало плохо. Сына она опознала лишь по шраму после аппендицита
и родинке на спине. Узнать его было практически невозможно: лицо изуродовано,
поломаны пальцы и все тело в синяках. Может ли человек сам себе нанести
такие увечья? Все, кто близко знал Владимира, разговоры о его самоубийстве
называют наговором.
— Когда читаешь о тех событиях, которые произошли в те
трагические дни, то многому удивляешься, — с горечью говорит Прасковья
Михайловна, директор музея. — В документах фигурируют заявления «очевидцев»,
что видели Ивасюка то в одном месте, то в другом, а на самом деле он исчез.
Эта история мне напоминает ситуацию, которая нынче происходит с журналистом
Георгием Гонгадзе, которого тоже кто-то где-то видел, а найти человека
не могут.
В те роковые дни пропали все ноты, которые были в ивасюковском
портфеле (он писал квартет для медных инструментов, это курсовая работа
композитора. — Т. П. ). За день до своего исчезновения Владимир
уезжал из Хмельницкого, где проходил Всеукраинский конкурс артистов эстрады,
членом жюри которого он был. Ольга Рудковская, заместитель директора Дома
народного творчества в Киеве, вспоминает, что многие пошли провожать Владимира
на вокзал, но были удивлены тем, что он предпочел ехать не поездом, а отправился
во Львов на легковом автомобиле с бывшим руководителем ансамбля «Арника».
Заметно нервничал, куда-то спешил. Позже, восстанавливая картину трагедии,
друзья и родственники припомнили, как Владимир им жаловался на неоднократные
звонки с анонимными угрозами в свой адрес.
«ЧЕРНАЯ ФЕЯ»
В моральном плане во Львове Владимиру Ивасюку жилось нелегко.
Слишком много людей ему завидовали. Большим минусом в биографии композитора
было и то, что он не являлся членом партии. В консерватории его педагог
Анатолий Кос-Анатольский вмешивался в творчество своего студента. Если
поднять архивы 72-76 годов и 1977, когда он был его учителем, то музыку
узнать трудно, то есть совершенно другие песни, а не те оригинальные мелодии,
которые присущи Ивасюку. Это продолжалось до тех пор, пока Владимира к
себе в класс не взял Лесь Мазепа.
Но была у композитора, вероятно, еще и личная драма. По
словам директора музея П. Нечаевой, Татьяна Жукова, с которой Ивасюк встречался
более пяти лет, являлась последней любовью композитора. Таня была солисткой
Львовской оперы. В концертах пела и песни, написанные Володей. Приблизительно
в 1977 году Михаил Григорьевич имел серьезный разговор с сыном. После этого
Владимир пообещал отцу, что жениться на Жуковой не будет. Родители считают,
что Татьяна каким-то образом причастна к его гибели, а также знала, что
с ним случилось в те ужасные 24 дня неизвестности. Довольно странно себя
вела, говорила одно, а поступала по-другому. После случившегося Т. Жукова
сразу же уехала со Львова вначале в Туркменистан, а затем, будто ее видели
в Беларуси. Поговаривали даже о том, что певица сделала себе пластическую
операцию. Во всяком случае, с тех пор след ее затерялся. Между прочим,
друзья Володи Жукову почему-то не любили. В воспоминаниях Петра Романюка
она фигурирует как «черная фея».
КТО ЗАЩИТИТ ОТ «ДРУЗЕЙ»?
Сохранились записи Михаила Григорьевича, где он подробно
рассказывает о малоизвестном факте из биографии своего сына. Оказывается,
он мог ослепнуть с колыбели. Когда Володя родился, ему, как и всем новорожденным,
закапали глаза ляписом. Вдруг ребенок зашелся в плаче, а по его щекам потекли
черные слезы. Оказалось, что сестричка перепутала раствор и ввела более
сильную концентрацию (25%). Ребенка спасло лишь то, что сработал рефлекс
и он успел прикрыть веки и обожгло только лицо. Врачи кицманьской больницы
растерялись. А ведь дорога каждая минута. Михаил Григорьевич ночью повез
сына в Черновцы. Там малышу оказали профессиональную помощь и сказали,
что ребенок родился в рубашке. Правда, няня, Магдалена Порфирьевна Коделюк,
появившаяся в доме Ивасюков с его двухмесячного возраста и воспитавшая
затем Галину и Оксану (дети называли ее второй мамой, она прожила в их
семье 45 лет до самой смерти), считала тот случай знаком в судьбе будущего
композитора, которая сложилась трагически.
Одни его считали патриотом, другие — бандеровцем, третьи
— глашатаем «социалистического рая». И после смерти Владимиру Михайловичу
не дают покоя: могилу трижды поджигали и даже в дождливые дни она горела,
словно факел.
Впрочем, это не мешает некоторым на имени Ивасюка зарабатывать
себе капитал. И в прямом смысле (скажем, во Львове на Лычаковском кладбище,
где похоронен композитор, продаются книги типа «Життя і смерть Володимира
Iвасюка», где масса неточностей, а многие факты просто притянуты за уши),
и в переносном. Появилась целая армия людей, называющих себя ближайшими
друзьями.
Сестра композитора Галина Ивасюк-Крыса не скрывает своего
возмущения и боли: «Меня очень огорчило интервью, данное Степаном Сабадашем
газете «Комсомольская правда в Украине». Сабадаш — хороший композитор,
но его интервью у меня вызвало шок. Он никогда не был не только другом,
но даже приятелем нашей семьи. Степан Алексеевич жил в Киеве, а Володя
во Львове и его слова, что у брата была белая горячка, считаю оговором.
Простите, но это диагноз. Я врач-невропатолог с 25-летним стажем. Что будет,
если я начну разбрасываться диагнозами? Уверена, многим станет не по себе,
а ведь я имею на это больше прав, чем музыкант или композитор. Списываю
«пассажи» Степана Алексеевича на довольно почтенный возраст маэстро и на
то, что, возможно, у него появились проблемы с памятью. К этому относится
и другое его «откровение», будто бы Володя тратил все свои гонорары до
последней копейки и только, когда деньги заканчивались, вновь садился писать.
Странное заявление. Ведь у нас остались до сих пор его сберегательные книжки
с огромными суммами. Правда, сегодня они стали пустыми бумажками — инфляция
сделала свое дело. Но как документ могу их предоставить пану Сабадашу в
любую минуту. Володя был безмерно щедрым сыном и братом. Делал всем родственникам
прекрасные и дорогие подарки. Например, на мой выпускной вечер в институте
он одел меня буквально с ног до головы. Что же это такое? Почему у нас,
если талантливый человек, то обязательно депрессивная личность или алкоголик?
Например, французы Поля Валери только за 28 стихотворений считают гордостью
нации. А в творческом наследии Ивасюка 107 песен, 53 инструментальных произведения,
музыка к спектаклю «Прапорносці» для Львовского драматического театра им.
М. Заньковецкой. Володя был высокообразованным человеком, у него два высших
образования: медицинский институт и шесть лет учебы в консерватории».
Из этой же серии идут измышления других «приятелей» утверждающих,
что композитор принимал наркотики.
— Абсолютная ложь, не подкрепленная ничем, — утверждает
директор музея П. Нечаева. — Володя мог выпить в хорошей компании, предпочитая
шампанское или коньяк. Но никаких запоев у него никогда не было. Когда
жил один во Львове (старшая сестра Галя вышла замуж, а родители работали
в Черновцах), у него появилось очень много знакомых. Они знали о крупных
гонорарах, получаемых композитором, и приходили к нему одалживать деньги,
часто забывая отдать долг, а Володя никогда не напоминал. Он тяготился,
если его отвлекали от работы. Может быть потому предпочитал сочинять музыку
ночью. Он говорил, что Муза к нему приходит в тишине. Он ложился спать
в лучшем случае в два часа ночи или на рассвете, а утром шел в консерваторию.
Его любимая тетя Мария Ивановна — родная сестра матери, приезжала к нему
во Львов в 1977 году. Она написала Софии Ивановне: «Я тебе дуже прошу втрутитися
в його життя. Ти розумієш, він вночі працює, а тільки ляже спати, то вже
треба вставати. Він всім потрібен. Кожен хоче з ним поговорити, чи потребує
його допомоги. Хай дитина нормально обідає, хай нормально відпочиває».
Нынче Софии Ивановне 78 лет. Смерть сына ее сильно подкосила.
Последние полтора года она прикована к постели. Когда начинаются разговоры
о Владимире, то ей сразу становится плохо, подымается давление.
У композитора было много знакомых, а настоящих друзей всего
несколько. Они не оставляют без внимания и участия сестер и мать композитора.
В самые тяжелые дни и после 10 лет забвения они от семьи Ивасюк не отвернулись.
Это Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, семья Братунив. «Иногда мне кажется,
что новые «друзья» с помощью имени брата хотят понежиться в лучах его славы
и привлечь внимание к себе, — считает Галина Михайловна. — Поэтому огромное
количество так называемых воспоминаний не имеют ничего общего с действительностью».
«ПІСНЯ БУДЕ ПОМІЖ НАС»
На знаменитой скрипке и коричневом рояле в музее позволяют
играть самым почетным гостям. В этом году здесь провели несколько акций,
в частности, посвященных 30-летию написания песни «Червона рута». На «Круглом
столе» и концерте принимали участие ансамбли «Карпати», «Смерічка» и «Марічка».
В сентябре сотрудники музея побывали в экспедиции «Шляхами
буковинської трійці». Они хотят создать туристический маршрут по местам,
связанным с жизнью и творчеством Владимира Ивасюка, Назария Яремчука и
Ивана Миколайчука. Начало пути — по памятным местам в Черновцах, затем
отправились в районный центр Кицмань, где родился композитор и сохранился
дом, в котором он провел первые годы: маленькая беленькая хатка. Кстати,
ее теперешние хозяева родственники Ани Лорак: здесь живет бабушка певицы
и ее тетя. В местном краеведческом музее целый раздел посвящен композитору,
а рядом в парке стоит памятник, поставленный к 50-летию его рождения.
Затем экспедиция отправилась в села Чорторыю и Ривню —
родину Миколайчука и Яремчука, посетили Брусницу, Выжницу и Ростоки, связанные
с именами наших знаменитых буковинцев. А завершили маршрут в селе Криворивня,
где снимался фильм «Тени забытых предков». В Ростоках Миколайчук снимался
в картине «Белая птица с черной отметиной». Там знаменитый Чорный камень
до сих пор помнит его ногу. Скоро актеру исполнилось бы шестьдесят и было
бы хорошо сделать диораму с тех съемок. В экспедиции принимала участие
его жена Мария. Она записала много народных песен, которые собрал и подарил
ей Ивасюк. Планируется, что диск выпустят к марту следующего года. Сотрудники
Мемориального музея В. Ивасюка готовят видеоматериал об этой акции, чтобы
о маршруте узнало как можно больше людей.
Но, наверное, лучшей памятью композитору остается Международный
конкурс молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. В. Ивасюка,
его произведения, которые продолжают звучать по радио и телевидению, которые
мы поем...