Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ЯКИМЕЦ: «Каждый из нас идет на какие-то ограничения»

Художественный руководитель «Пиккардийской Терции» — о творчестве во время карантина
30 июля, 2020 - 10:58
ФОТО ИЗ ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ «ПИККАРДИЙСКОЙ ТЕРЦИИ»

Новые условия — новые вызовы.  Этот слоган касается в настоящее время, наверное, всех сфер жизни. Художественной — в том числе. А может, и в первую очередь.

За свыше трех месяцев карантина все уже успели соскучиться по театральным спектаклям, новым интересным экспозициям в музеях и галереях, киносеансам, в конечном итоге. Это я сейчас о публике.

А как  самим творческим людям? Без выступлений, без публики, без заработков? Попробую выяснить на примере вокальной группы «Пиккардийская Терция».

Буду говорить с художественным руководителем вокальной группы, которая уже приблизительно тридцать лет действительно является музыкальной визиткой Львова, — Владимиром Якимцем.

Но перед этим отмечу, что в июне у группы было-таки три концерта — сборный и два сольника.

«ОЩУЩЕНИЕ, СКОРЕЕ, РЕПЕТИЦИИ, ЧЕМ КОНЦЕРТА, ХОТЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ВЫСОКАЯ»

Как же живется «Терции» в условиях карантина?

— Трудно, — говорит Владимир Якимец. — Потому что фактически ты не занимаешься тем, чем занимался всю жизнь. И это не потому, что нет желания этого делать, а из-за отсутствия возможности. Если, например, художник может нарисовать картину и выставить ее для презентации, то в случае с музыкантами — это не вариант. Нам нужно иметь аудиторию, чтобы было общение музыканта и слушателя. Даже когда проходит концерт онлайн, ты не имеешь перед собой глаз публики, и это, наверное, ощущение, скорее, репетиции, чем концерта, хотя ответственность — высокая.

— В случае с «Пиккардийской Терцией», согласись, не идет речь прочь об отсутствии выступлений. Пусть их немного, но были же. И хочу начать с концерта памяти Александра Дацюка, Лесика (подробнее о мероприятии — в публикации «Лесик Band» навсегда в «Дне» от 13 июня 2020. — Т.К.).  А мы с тобой, Володя, знали Лесика еще с тех времен, когда не было «Терции». Говорю о цикле программ «Кнайпа «На Высоком Замке» на Львовском областном телевидении, режиссером которой я была и в которой принимали участие и Лесик, и ты. Это был конец 80 — начало 90-х годов. Возвращаясь к концерту, так вы пели в нем «Песню о Львове»?

— Нам организаторы концерта давали право выбора песни. Но я помнил, что в начале 2000-х Лесик пришел ко мне со своей песней о Львове. Мы тогда вместе работали над аранжировкой. Да, эта песня не вошла ни в один его альбом — я потом смотрел. Но она, эта песня о Львове, стоит как-то отдельно в творчестве «Лесик Band». Львов он ужасно любил, хотя и относился к нему так, как к своей жизни — иронически-шутливо. Поэтому мы для этого концерта и сделали ее а капелла.  Мне кажется, она у нас получилась. И в дальнейшем останется в нашем репертуаре. Потому что мы, как музыканты, прекрасно понимаем, что музыкант живет до тех пор, пока исполняются его произведения. Это важно и по отношению к Дацюку, и по отношению к Козьме, и по отношению к другим людям, которые довольно быстро ушли.

«ДЛЯ МУЗЫКАНТА ГЛАВНОЕ — АУДИТОРИЯ»

— Еще я вас, пиккардийцев, считаю большими молодцами, потому что сумели организовать большой концерт, сольник, на крыше, на парковке. У кого позаимствовали опыт? У группы «Без обмежень», кажется?

— У «Без обмежень» это выглядело несколько иначе, потому что их автоконцерт состоялся в поле. Относительно нас и крыши. Карантин дает очень много негативных эмоций. Ты не знаешь, чего ожидать на следующий день, потому что статистика относительно Сovid-19 из разных источников — разная и неизвестная. То есть неизвестно, как долго все это будет длиться, а также — будут усиливать или будут ослаблять карантинные ограничения. Но мы знали о правилах, которых нужно придерживаться, и решили прибегнуть к вот такому эксперименту. Я, откровенно говоря, очень переживал. Потому что одно дело, когда ты выходишь в зал и видишь лицо зрителей, другое — когда видишь фары, лобовые стекла и силуэты самих машин. Но реагировать на наше выступление люди могли  — и клаксонили, и включали фары, также руку из окна машины можно было протянуть, а кто-то люки сверху отворял, выставлял голову. То есть концерт удался! И мы очень соскучились по людям. У нас много концертов отменено, а особенно — в мае. И, во-вторых, я увидел, что людям нужен был позитив.

— И еще у вас был один онлайн-концерт. В интернете. И как оно? На публику, но без публики? Какие впечатления?

— А вот на этот концерт нужно было включать фантазию и воображение. Потому что не было даже клаксонов и фар, то есть, хотя бы такой реакции в «зале», как на автоконцерте.  А здесь. Операторы за камерами, наш Роман Климовский за кадром (это невидимый седьмой пиккардиец, несменный менеджер вокальной группы. — Т.К.). Должны отдельно поблагодарить Остапа Дроздова (журналист Дроздов вел этот концерт. — Т.К.), потому что он, по факту, олицетворял тысячи людей, что были по ту сторону экрана. Но мы могли хотя бы на кого-то ориентироваться. В конечном итоге,  за 28 лет существования коллектива у нас были разные концерты — были выступления и на многотысячные аудитории, и на 32 зрителя в зале. Количество зрителей не должно нивелировать уважение певца к слушателю. Должен поблагодарить людей, которые обеспечивали техническое обслуживание, потому что звук был очень приятен и удобен для исполнения, а исполняли мы разные песни. Нам было удобно петь ту или другую песню — и мы, как и всегда, исполняли их как впервые. Пытались показать свою профессиональность и дать публике позитив. А иначе вообще нет смысла выходить на сцену.

Учитывая ситуацию с COVID-19  в Украине и  мире, карантин еще будет длиться и длиться. Что же у «Терции» в планах в дальнейшем?

— Трудно что-то спрогнозировать. Но уже знаю, что на 8 августа запланирован наш концерт в Киеве в рамках проекта «Дистанция». Будет выступление на арт-заводе «Платформа». В докарантинных, привычных условиях площадка вмещала до четырех тысяч лиц. Сейчас идет речь о пятистах — в соответствии с нововведениями Минздрава, чтобы публика придерживалась социальной дистанции.  Почувствуй разницу: 4000 и 500! А с другой стороны, выход из ситуации какой? Мы понимаем, что каждый из нас идет на какие-то ограничения. Но это не повод прятать музыканта как представителя определенной профессии. Музыка всегда хороша для успокоения, релакса. А мы, в соответствии с тем, как будет позволять ситуация, будем реагировать на ситуацию, будем корректировать свои планы. Возможно, возродятся, как когда-то, камерные концерты — на двадцать, тридцать, пятьдесят зрителей. Для музыканта главное — аудитория. Хотя и жить за что-то нужно. Наблюдаю за тем, что происходит в мире, и прихожу к выводу, что люди осознают, что им еще долго придется жить в условиях COVID-19. Будем принимать вызовы.

«НАМ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ЗАПУСТИТЬ НОВУЮ ПРОГРАММУ, НО ЭТО ЗАВИСИТ ОТ ЖИЗНЕННЫХ ФАКТОРОВ»

— Возможно, готовите запись новых песен?

— Этот процесс постоянен и не зависит от карантина. Мы всегда делаем новые песни, новые аранжировки, прокачиваем на репетициях. И когда будем иметь определенное количество готового материала, то что-то интересное сделаем. Но мы, слава богу, никогда не ставили себе  целью, допустим, за пять лет выпустить десять альбомов. Возможно, оно улучшило бы наше материальное состояние. Но я, как художественный руководитель, всегда считаю, что их, альбомов, наполнение должно быть максимально таким, как нам нравится. Альбом должен быть разнообразный по материалу, по звучанию. Нам очень хочется запустить новую программу, но это зависит от жизненных факторов. В общем пока так. И еще у меня одна интересная новость, но я сейчас ее придержу. Подожду информационного повода.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ