Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир Затулывитер: «Я чесно, як злива, тобі одболів...»

Вечная проблема — судьба художника в обществе и судьба его творчества...
21 августа, 2012 - 00:00

Талантливый сын хлеборобов из хутора Веселого, на Слобожанщине,  Владимир Затулывитер (1944 – 2003 гг.) в 25 лет, уже имея изданными два сборника поэзий («Теорія крила» и «Теперішній час»), стал киевлянином. Усиленно работал, поэтому успешно выходили книга за книгой: «Тектонічна зона» (1982), «Пам’ять глини» (1984), «Зоряна речовина» (1985), «Полотно» (1986), «Початкова школа» (1988). Конечно, не заставили себя ждать и широкая позитивная огласка его творчества в печати, авторитет среди коллег и читателей и, разумеется, хорошие перспективы на будущее... В 1993 году он подготовил очередной сборник поэзий - «Четвертий із триптиха», однако издателя для нее не нашлось: наступил упадок экономики и издательского дела, началась безработица, а за ней — разные бытовые проблемы в его киевской квартире: отключили электричество, после аварии исчезла вода... «Часу лишилось тільки на роботу...» Протестуя против всего этого, осенью 2001 года Владимир покинул украинскую столицу и, по совету близкого друга, нашел приют для тела и души в заброшенном доме живописного и таинственного села Бучак, которое в те времена кто-то уже обрек на то, чтобы стереть с лица земли и залить водами Днепра.

Одинокая сельская жизнь без света, газа, городских удобств и коммуникаций и, несмотря ни на что, — роскошь творчества. Владимир ушел в себя и много писал. Поэтому там, в Бучаке, на Черкасщине, было создано мощный десятый сборник стихотворений «Ненаписані пейзажі», сонеты, а также книги прозы: «Пастухи бджіл», «Діжа» и другие.

Непростая земная жизнь поэта В. Затулывитра неожиданно и достаточно страшно оборвалась в рождественскую ночь 2003-го... В свой последний вечер читал Библию — ее после нашли развернутой на страницах Евангелия от Матвея.

На высоком Казацком шпиле Каневских гор над Днепром Владимир теперь и покоится.

К сожалению, в настоящее время нет того дома (его на беспризорной земле кто-то сжег на следующий же год после смерти поэта), нет и литературно-мемориального музея, который сразу же начали создавать близкие друзья... А что будет с самим селом Бучак, знает, наверное, лишь Господь Бог, потому что планов строительства водохранилища на тех уникальных холмах, заселенных еще с трипольских времен, до сих пор никто не отменял...

Однако всем ли в знак протеста или по причине физической и моральной усталости нужно убегать из столицы в глухие украинские села либо уходить в монастыри? Или, может быть, следует все же оставаться и хотя бы своим присутствием противостоять тому бедламу, который намереваются с нами творить и уже в настоящее время так форсировано творят?

Талант поэта бесспорен, злободневна актуальность его мыслей, философская глубина образов-предостережений, красота его чувств... К величайшему сожалению, у нас редко слышат поэта при жизни. А если не успели, не смогли, то, может, наконец, услышат уже хоть его Слово? Нужно расшифровать (у Владимира был ужасный почерк) все написанное им и подготовить к изданию (этим занимается фонд его имени, поэтому его стараниями уже вышли в свет сборники поэзий «Чаша жертовна», «Ненаписані пейзажі» и два издания сборника «Четвертий із триптиха»). Одно из издательств задалось целью в ближайшее время подарить читателям «Вибране» Затулывитра.

Память — как последнее наше пристанище, последнее оружие и неопровержимый контекст эпохи. Память — вещь духовная и все-таки еще и очень материальная, она многое может... Диагноз поэта не бесполезен:

«Якісь чудні ми руси: post-татари
чи недо-турки, пере-москалі.
Нас не на душі лічать — на гектари
нам вибитої із-під ніг землі...»
(сб. «Початкова школа».)

Обо всем этом и еще много о чем шла речь на нынешних (уже десятых!) Затулывитровских чтениях, которые под эгидой литературно-художественного фонда Владимира Затулывитра и НСПУ прошли недавно в Бучаке. Традиционно чтения начались около могилы поэта, вступительное слово там произнес председатель Киевской организации НСПУ Михаил Сидоржевский; председатель благотворительного фонда госпожа Любовь Снисар сделала отчет о сделанном за год, дань почета поэту отдали представители власти и ученые, ученики черкасских школ прочли его стихотворения.

А затем было продолжение чтений в саду поэта, между раскидистых яблонь, где отошла в мир иной, но всегда присутствует его большая душа. Под звуки струн бандуры кобзаря Николая Мошика звучали воспоминания о встречах с Затулывитром при его жизни; писатели читали свои стихотворения и произведения побратима, который так рано покинул этот свет; взволнованное слово произнесли двоюродный брат Владимира Николай Коваленко со своей женой Надеждой — наконец-то  приехали из далекого села Яблочного, что на Сумщине, где Владимир окончил среднюю школу, а ученики этого учебного заведения прочитали стихотворения своего земляка; выступали также многочисленные гости из Канева, Черкасс, Киева.

Нужно сказать, что за эти десять лет уже сложилось определенное братство почитателей творчества
В. Затулывитра, которое с каждым годом расширяется, а программа летних чтений становится все более колоритной и богатой. Слово поэта идет к людям, в частности на Каневщине, где учителя разработали уроки по изучению родного края и, считая поэта своим земляком, широко используют его творчество; а в столичном Доме литераторов в этом году состоялся большой вечер памяти поэта, который гениально подготовила и провела вместе с учениками черкасских школ и Каневского района председатель Черкасского областного общества «Просвіта»
им. Т. Шевченко Елена Фещенко.

Как отметила в завершение действа Любовь Васильевна Снисар, В. Затулывитер ценил творческих людей не столько за талант, сколько за совесть. Потому что сам был совестлив. Мы в последнее время все меньше вспоминаем об этом высоком человеческом качестве, а оно — созидательная сила этого мира, оно не дает ему деградировать, оно все-таки и основа нашего менталитета. Владимир Затулывитер был (и так себя чувствовал) семенем украинского рода:

«В березні зійду найпершим рястом
і найостаннішим стеблом згорю,
в найтоншу зодягнуся шкаралущу
і найлютішу зиму пережду,
бо там, під снігом, світ. А хто надише
його повітрям синім, як не я?..»
(из сб. «Чаша жертовна».)

Наталья ПОКЛАД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ