Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Власть и художник

8 апреля в Театре имени И. Франко состоится вечер по случаю 125-летия Гната Юры
3 апреля, 2013 - 10:57
ГЛАВНУЮ РОЛЬ В СПЕКТАКЛЕ ИСПОЛНИТ БОГДАН БЕНЮК, КОТОРЫЙ ПО ХОДУ ДЕЙСТВА ПЕРЕВОПЛОЩАЕТСЯ В АВТОРА, СОЗДАЕТ ОБРАЗ ГНАТА ПЕТРОВИЧА, ИГРАЕТ ЧЕЛОВЕКА СО СТОРОНЫ, А ТАКЖЕ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА — ЗНАМЕНИТАЯ РОЛЬ ЮРЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Сейчас идут репетиции, в которых заняты премьеры труппы и франковская молодежь. Этот спектакль не монумент в бронзе, а попытка полистать страницы истории и посмотреть на мастера сцены, прежде всего, как на потрясающего актера, интересного режиссера, основателя украинского театра и человека, которому выпало жить в очень сложные времена. Зрителям напомнят, что за 40 лет яркой творческой жизни Гнатом Петровичем было сыграно и поставлено 150 спектаклей! Юра снялся в десятках кинолент и имел сотни талантливых учеников. Он стал основателем Украинского драматического театра им. И.Франко. К юбилею мастера франковцы готовят целое действо — в его основе находки из архивов. Их на протяжении многих лет ищет и находит Михаил Захаревич (генеральный директор Национального театра им. И.Франко), который подчеркивает: «Гнат Петрович был не только гениальным актером и режиссером: он был гениальным, как теперь говорят, менеджером. В чрезвычайно тяжелых жизненных ситуациях он сохранил театр, а также способствовал развитию его коллектива. А характерная черта его режиссерских работ — реалистичный спектакль, овеянный романтикой».

— Основная идея спектакля «Жизнь и сцена» — это власть и творческая личность, а также мы касаемся такой деликатной темы, как взаимоотношения руководителя театра и коллектива, — рассказал «Дню» постановщик вечера, режиссер Дмитрий ЧИРИПЮК. — Это станет главным стержнем действа. Мы расскажем о жизненном пути Гната Петровича — от первых шагов в Виннице, потом в Харькове и Киеве (периоды становления Украинского театра И.Франко), а потом покажем отрывки из ключевых спектаклей Юры — «Швейк», «Украдене щастя», «Мартин Боруля» и «Весілля Фігаро», которые и в настоящее время украшают нашу афишу, но уже в постановках современных режиссеров. Главную роль исполнит Богдан Бенюк, который по ходу действа перевоплощается в автора, создает образ Гната Петровича, играет человека со стороны, а также бравого солдата Швейка — знаменитая роль Юры (постановка «Бравого солдата Швейка» по Ярославу Гашеку была решена в жанре сатирического гротеска. С 1928-го по 1935 год спектакль выдержал свыше 400 показов! Гнат Петрович писал о своем герое: «Я понимал, что Швейк не бунтарь и даже не протестант... тем не менее, он уничтожает этот порядок своим гениальным идиотизмом... его так называемый идиотизм — это только условность, только маска, одетая на умное и хитрое лицо» — Т.П.). С одной, стороны, художник имел звания и ордена, а с другой — все время словно шел по лезвию бритвы (из мемуаров, которые записал сын актера — Юрий Юра, стало известно, что несколько раз Гнат Петрович избежал арестов, потому что имел покровителя и почитателя его таланта — тогдашнего первого секретаря ЦК КПУ Никиту Хрущева, который лично трижды (!) вычеркивал фамилию Юры из черных списков, а во время Второй мировой войны, в эвакуации, сумел отстоять коллектив франковцев, который тогдашняя власть хотела расформировать). Непростые отношения были у Гната Юры с «первым драматургом» Александром Корнейчуком и во времена творческого двоевластия — конфликт с режиссером Марьяном Крушельницким. Это «на грани» — власть-художник-коллектив — мы и хотим показать на сцене.

В сценографии я решил использовать декорации зеркал из спектакля «Перехресні стежки», которые будут отражать столик для грима Гната Петровича и создавать картину за кулисами.

Это была уникальная, деловая натура. Не белоручка, не истерик, которых немало в актерской профессии. Гнат Юра был семижильным мужиком! Он за 7 — 10 дней ставил спектакли! Блестяще играл разноплановые роли (фееричный успех имел его Фигаро). Гнат Петрович в совершенстве знал директорско-управленческое ремесло (всегда при нем был портфель с документами). Он говорил: «Я пытался дать новое дыхание старому как мир реалистичному актерскому театру, верил в то, что новизна приходит спонтанно с новым актером-творцом, и все самое лучшее, что мы можем, самое лучшее и большое — это поднять реалистичное действо, если хотите, театральное зрелище, к высотам поэзии...»

«Отец» франковцев был разным, и об этом расскажет спектакль, где мастер предстанет без ретуши. Последние пять лет Гнат Петрович уже не работал в театре. Он любил сидеть на балконе, напротив театральной площади, и смотреть, как киевляне идут на спектакли франковцев... Умер Г.П. Юра 18 января 1966 года. Похоронен на Байковом кладбище. Рядом с ним похоронена его жена — Ольга Ивановна Рубчакивна.

А два года тому назад во франковском сквере установили памятник Гнату Юре в роли одного из его любимых персонажей — солдата Швейка. В настоящее время к бронзовому монументу, как к живому мастеру, подходят зрители, приносят цветы, хотя никогда не видели актера на сцене, но они любят театр и, в частности, Театр им. И.Франко, который создал Гнат Петрович, и за это ему большой поклон!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ