На фестивале «Дни польского кино», организованном Польским институтом кинематографии и Украинской кинофундацией, которой руководит Андрей Халпахчи, зрители Киева, Винницы и Донецка увидели ленты: «Генерал Нил» Ришарда Бугайски, «ЭнЭн» Феликса Фалька, «Шопинг для девушек» Катажины Росланец, «Сколько весит троянский конь?» Юлиуша Махульского, «Никогда не говори «никогда» Войцеха Пацыны. Влодзимеж Нидергаус — продюсер большинства фильмов, представленных на фестивале. Он работал с Кшиштофом Занусси и Янушем Моргенштерном, а многие молодые кинематографисты обязаны ему своим творческим взлетом. Пан Нидергаус взял под свое «крыло» государственную студию документальных фильмов и превратил в успешную продюсерскую компанию WDIFF, доля производства кино которой составляет серьезный сегмент на общей карте кинематографа Польши.
— Пан Влодзимеж, вы являетесь продюсером четырех картин, из тех, что показаны на этих «Днях польского кино», можно ли считать вас, в связи с этим, главным продюсером Польши?
— Пожалуй, это некое преувеличение...
— После больших политико-экономических перемен в наших странах, кинематограф оказалось в плачевном состоянии. Когда вы взялись возрождать гибнущую государственную студию, что это было — беззаветная любовь к кино или дерзость?
— Я 40 лет связан с польским кинематографом. Для меня большая ценность нового периода в том, что мы можем делать кино обо всем. В прошлые времена такой фильм, как «Генерал Нил», показанный в программе «Дней», никогда не был бы создан. Сегодня мы можем говорить о нашей трудной истории без всяких ограничений. Это нас подтолкнуло к размышлениям о том, как развивать польское кино динамично и естественно. Получив свободу 20 лет тому назад, мы, как и вы, были в очень тяжелом кризисе. Но вся кинематографическая среда, Союз кинематографистов добивались того, чтобы появился новый Закон о кино. Мы вместе создали концепцию и новый Устав кинематографии. И это привело к тому, что многое изменилось, и последние шесть лет мы живем и работаем в рамках нового Закона. По нашим прогнозам, в этом году должно быть выпущено 60 фильмов. Сейчас есть организационно-финансовые условия для производства кино. Надеюсь, поступательное развитие нашего кино надежно, и мы уже не вернемся к той ужасной ситуации, когда кино было на грани вымирания.
— Каков сегодня средний бюджет среднестатистического польского фильма, и каковы его составляющие?
— В среднем — полтора миллиона долларов. Половину из них дает Польский институт кинематографии, а остальное нужно найти на рынке. Все зависит от продюсера и его профессионализма.
— Способностей продюсера мало, ведь если берешь деньги, нужно их вернуть. Насколько возвратно сегодня польское кино?
— Конечно, это проблема — Польша не является очень крупным рынком. В то же время, инвесторы справедливо ожидают возврата затраченных средств. Значит, как это банально не звучит, мы должны ориентироваться на фильмы, которые будут востребованы зрителем. Это комедии, мелодрамы и т.д. Все же мне удалось достать денег и на фильмы, возврат денег с которых рассчитан на довольно долгую перспективу. Но он обязателен! И все-таки, мы считаем, что такие фильмы делать очень важно.
На фестивале «Дни польского кино», организованном Польским институтом кинематографии и Украинской кинофундацией, которой руководит Андрей Халпахчи, зрители Киева, Винницы и Донецка увидели ленты: «Генерал Нил» Ришарда Бугайски, «ЭнЭн» Феликса Фалька, «Шопинг для девушек» Катажины Росланец, «Сколько весит троянский конь?» Юлиуша Махульского, «Никогда не говори «никогда» Войцеха Пацыны. Влодзимеж Нидергаус — продюсер большинства фильмов, представленных на фестивале. Он работал с Кшиштофом Занусси и Янушем Моргенштерном, а многие молодые кинематографисты обязаны ему своим творческим взлетом. Пан Нидергаус взял под свое «крыло» государственную студию документальных фильмов и превратил в успешную продюсерскую компанию WDIFF, доля производства кино которой составляет серьезный сегмент на общей карте кинематографа Польши.
— Пан Влодзимеж, вы являетесь продюсером четырех картин, из тех, что показаны на этих «Днях польского кино», можно ли считать вас, в связи с этим, главным продюсером Польши?
— Пожалуй, это некое преувеличение...
— После больших политико-экономических перемен в наших странах, кинематограф оказалось в плачевном состоянии. Когда вы взялись возрождать гибнущую государственную студию, что это было — беззаветная любовь к кино или дерзость?
— Я 40 лет связан с польским кинематографом. Для меня большая ценность нового периода в том, что мы можем делать кино обо всем. В прошлые времена такой фильм, как «Генерал Нил», показанный в программе «Дней», никогда не был бы создан. Сегодня мы можем говорить о нашей трудной истории без всяких ограничений. Это нас подтолкнуло к размышлениям о том, как развивать польское кино динамично и естественно. Получив свободу 20 лет тому назад, мы, как и вы, были в очень тяжелом кризисе. Но вся кинематографическая среда, Союз кинематографистов добивались того, чтобы появился новый Закон о кино. Мы вместе создали концепцию и новый Устав кинематографии. И это привело к тому, что многое изменилось, и последние шесть лет мы живем и работаем в рамках нового Закона. По нашим прогнозам, в этом году должно быть выпущено 60 фильмов. Сейчас есть организационно-финансовые условия для производства кино. Надеюсь, поступательное развитие нашего кино надежно, и мы уже не вернемся к той ужасной ситуации, когда кино было на грани вымирания.
— Каков сегодня средний бюджет среднестатистического польского фильма, и каковы его составляющие?
— В среднем — полтора миллиона долларов. Половину из них дает Польский институт кинематографии, а остальное нужно найти на рынке. Все зависит от продюсера и его профессионализма.
— Способностей продюсера мало, ведь если берешь деньги, нужно их вернуть. Насколько возвратно сегодня польское кино?
— Конечно, это проблема — Польша не является очень крупным рынком. В то же время, инвесторы справедливо ожидают возврата затраченных средств. Значит, как это банально не звучит, мы должны ориентироваться на фильмы, которые будут востребованы зрителем. Это комедии, мелодрамы и т.д. Все же мне удалось достать денег и на фильмы, возврат денег с которых рассчитан на довольно долгую перспективу. Но он обязателен! И все-таки, мы считаем, что такие фильмы делать очень важно.
— Чем же заинтересованность инвесторов? Может быть, в Законе «О меценатстве», который мы в Украине ждали 20 лет?
— К большому сожалению, никаких преференций для частных инвесторов нет. Мы не смогли этого добиться. Это трудный кусок хлеба для продюсера. Слава Богу, у инвесторов нет причин нам не доверять, хотя процесс «доставания» денег очень не прост. Думаю, это не только проблема нашей страны.
— Нынче с прокатом национального кино в Польше проблем нет — кинотеатры охотно предоставляют ему свои экраны, а зрители платят деньги за возможность смотреть свое кино?
— Извне, наверное, так и выглядит. На самом деле, здесь тоже все непросто. Американцы дают 300 фильмов в год, и если нормальное количество зрителей польский фильм сразу не обеспечат, он выпадает из дистрибюции.
— Что же спасает — мировой прокат, и каким образом вы популяризируете свое кино в мире?
— Главным образом эта промоция идет за счет Польского института кинематографии. Моя студия делает это за свои деньги. Мы много работаем с фестивалями. Например, я только что узнал, что фильм «Розочка» вошел в конкурсную программу Московского кинофестиваля. Но нужно учесть, что как бы доброжелательны к тебе не были, прежде всего, нужно делать хорошие фильмы.
— Каким образом на вашей студии происходит сценарный отбор, как выбирается режиссер-постановщик, что первично, а что вторично?
— На нашей студии существует специальный сценарный отдел. Мы пользуемся этим рынком разными способами. Иногда покупаем права у писателей, иногда заказываем сценарий на какую-то тему, и только после приглашаем режиссера. В случае дебюта пана Лукашевича, автора сценария «Генерала Нила», он обратился к нам сам, убедил меня в своей состоятельности. Кроме того, мы постоянно участвуем в пиччингах, где молодежь представляет свои проекты. Например, фильм «Шопинг для девушек», представленный в Киеве, был найден именно так. Всегда есть определенный риск, но нужно «почувствовать носом»....
— Польский кинематограф не рвется производить блокбастеры, в отличие от подражательных тенденций других возрождающихся кинематографий, каким образом нашли свой путь?
— Думаю, что вы, как и мы, должны рисковать. Вам даже легче, ведь вы можете наблюдать, как это происходит у нас. Есть возможность избежать наших ошибок. Смотрите, чехам и венграм удалось законодательно избавиться от налогов, а нам — нет.
— Будущее любого кинематографа — молодое поколение профессионалов. Школа в Польше есть, и она великолепна, а как обстоит дело с дебютами. Как сложно получить «право на работу» начинающим творцам?
— Начнем с того, что сегодня в Польше не одна киношкола. Традиционная — в Лодзи, но сегодня есть киношколы и в Кракове, и в Варшаве, которой руководит Анджей Вайда. Так, в Польском институте кинематографии существуют специальные программы для дебютантов. Если эксперты считают, что фильм стоит снимать, они могут достать для этого два миллиона злотых. Это та безусловная преференция, на которую дебютант может рассчитывать. Но есть и другой путь — начинающий режиссер может найти себе продюсера сам, убедив его в своей состоятельности. Продюсер добавит денег к вышеозначенной сумме.
— Какие суммы и откуда берут польские продюсеры на рекламу фильма?
— Это очень важный вопрос, потому что доказано, что пятьдесят процентов от проката фильма приносит правильная реклама. Она должна составлять 25% бюджета, но не все могут себе такое позволить. В Институте кинематографии существует специальная программа, предусматривающая расходы на рекламу в расчете 10% от бюджета картины. И за это спасибо. Остальное — проблемы дистрибьютора, по идее.