Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Внутренний свет»

или Волнующая интрига аналоговой фотографии
11 марта, 2020 - 11:18
РОМАН БАЛАЯН
ЛАРИСА ПИША

С тех пор, как фотография  новейшей и неотделимой составляющей с постоянно обновляемыми технологиями решительно вошла в мир искусства, она предоставила возможность широкому кругу заинтересованных приобщиться к визуальному творчеству нового направления. Впрочем, даже у профессионала не каждая первая и даже сотая фотография становится художественным произведением.  Ведь не достаточно иметь хорошую аппаратуру, меткий глаз, — необходим проницательный взгляд и ощущение собственно художника и настойчивое, терпеливое шлифование мастерства.

Внимательный взор автора фотографического проекта, демонстрируемого в Музее истории города Киева с 11 по 23 марта 2020-го «Внутренний свет» Германа Айнбиндера умеет выделить даже в ожидаемом, привычном действительно интересное. А настойчивый его характер и изысканный вкус — довести задуманное до высокого уровня результата. Автор по образованию — инженер по робототехнике, по специальности профессиональный управленец, всегда хотел творческого проявления: сначала — в профессии и организации бизнес-проектов, а впоследствии — в творении образов средствами фотографии.

Собственно к художественной фотографии шел издалека — с юности. Сначала было юношеское развлечение в 17 лет — радость от «пленения» близлежащего пространства отцовым «Зенитом» и собственноручно напечатанных снимков. По-настоящему же увлекся фотографией как искусством и важным для себя делом, когда познал технические возможности фотоаппарата Leica.

Именно с Leica и начался для Германа Айнбиндера период экспериментов и находок. Они дали ему осознание не только широты собственных творческих возможностей, но и глубины, выразительности и магии непредсказуемого в технически выверенных и потому точных вещах. В настоящее время мы буквально потопаем в разнообразных фотоизображениях — собственных и чужих, имея огромные фотохранилища, никогда в них не заглядываем. Таким образом, важность фотографического портрета сильно нивелировалась из-за банальности и доступности его создания. Не потому ли внимательный творческий взгляд на человека-художника, «вооруженного» хорошей фотоаппаратурой, того, кто амбициозно печатает лучшие снимки на серебряной бумаге или платинотипии, — это новый виток интереса к искусству фотографии. Что, в свою очередь, дает возможность удерживать художественный уровень и донести нынешнему поколению счастье постижения мгновенности.

Идеей проекта «Внутренний свет» стало стремление воспроизвести образы неординарных творческих натур так, чтобы зрителю открылись определенные потаенные, хотя и не скрываемые моменты жизни или деятельности портретованного.

Начальный замысел заключался в создании серии психологических портретов. Передача внутреннего мира человека с помощью средств фотографии — чрезвычайно сложная задача. Моими кумирами жанра психологического портрету были и остаются Ирвинг Пенн и Патрик Демаршелье. Моделями стали творческие люди, которые имеют богатый внутренний мир — продолжение их внешней, общественной жизни. Но во время съемки стало понятно, что классическому психологическому портрету в условиях специально подготовленной студии недостает творческой атмосферы, в которой живут участники проекта. Поэтому кадры проекта выстроенные вокруг человека в его привычной творческой среде, часто непохожей на что-то другое.

Герман Айнбиндер выбирал для каждого именно такой антураж, который был имманентно свойственный портретованному. Фотографировал в мастерской, частной студии, дома, на природе... Там, где персонажу уютно и привычно. Конечно, это требовало дополнительной сосредоточенности и быстрых и легких реакций на непредсказуемые визуальные возможности или препятствия. Без суматохи со стороны и фотографа, и модели зафиксированы образы выдающихся современников — именно по ним спустя годы будут считывать их характеры.

В своих фотографиях Герман Айнбиндер делает акцент на состоянии модели и собственном ее восприятии. Деликатно лепит образ героя своего увлеченного и захватывающего рассказа. Во время работы он не прибегает к трюкам, не стремится украсить, расшевелить, прибавить эмоциональные краски. Это эпический взгляд на современника, человека, который творит культурный слой жизни, наполняет смыслами и формами, звучанием полотно настоящего, а может и будущность. Во время фотосессии автор становится едва не медиумом — сосредоточенным и проницательным.

Требовательность к результату, что присуща автору представленной серии, происходит от умения не только смотреть, но и видеть. Герману Айнбиндеру свойственны ощущение ритма и композиции, способность соотнести их во время съемки с пульсацией состояний и настроения артистических натур его героев. И если классик пленочной фотографии Анри Картье-Бресон, по его же словам, стремился «поймать жизнь в ловушку», то Герман Айнбиндер, затаив дыхание, тихо подходит к жизни вплотную и, приспособив ритм дыхания с объектом, мягко пленяет его, тут же освобождая, не нанося вреда.

Аналоговая фотография требует вдумчивости. Каждый кадр должен быть неслучайным. Изображение получается живым. Происходит это благодаря рисунку объектива, особенностям пленки, которая «умеет» передать цветные и тональные нюансы. К тому же сохраняется волнующая интрига: достойный отпечаток — это удачное стечение обстоятельств, на которые повлиять можно, но всегда остается фактор неожиданности, непредсказуемости.

Пленочные фотографии в наше время, время цифрового фото, никоим образом не анахронизм. Напротив — это уже новые технологии, которые несут определенную элитарность, это как мода от кутюр (Haute Couture), где каждый стежок нити сделан вручную. Требовательное и прихотливое, оно приносит в конечном итоге высокие результаты — эстетично совершенные, художественно изысканные. Достичь четкости печати, тонкостей тональных переходов в отпечатке — такой же тонкий и кропотливый процесс, как вышивка канителью.

Поэтому представленный проект — не привычный для нас ряд быстрых репортажей, а замедленный вдумчивый взгляд одного художника в глубины пространства других — будто неспешный разговор нечужого визави с хозяевами особенных миров.

Олеся АВРАМЕНКО. Фото предоставлены музеем
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ