Давным-давно «руководство» небольшого французского приморского городка Канны задумалось о том, почему их город уступает популярностью другим курортным городам-соседям, и был придуман Международный кинофестиваль. Сегодня, благодаря ему, и город у всех на слуху, и количество желающих посетить его растет год от года. Губернатор Вологодской области г-н Е. Позгалев и мэр города Вологды г-н Е. Шулепов почти в унисон признались, что, узнав об этом, почти мгновенно поддержали обращение-концепцию по поводу проведения фестиваля в их столице. Здесь важно отметить, что «связка» серьезных государственных мужей областного масштаба и молодой, дерзкой командой фестиваля произошла без какой-либо финансовой помощи из центра, то бишь, столицы. Область и ее промышленные киты справились с этой задачей.
Не вдаваясь в подробности, но отдавая дань проведенной командой фестиваля работе, скажу лишь, что прекрасный, дышащий историей и устремленный в будущее областной город с 4 по 9 июля принимал у себя не только надежду европейского кино, но и его мэтров. Золотые купола всех 50-ти вологодских церквей щедро разбрасывали по городу солнечные зайчики. Вологодцы, несмотря на палящий зной, тянулись после работы в кинотеатры. Площадь старинного Кремля стала импровизированным кинотеатром под открытым небом. Но здесь шли фильмы, уже прошедшие горнила различных фестивалей, а иногда, и проката. Публику заботливо «обрабатывали» противокомариными спреями и мир большого кино увлекал ее в свой полный загадок и неожиданностей мир. «Царь» Павла Лунгина пытался познать темные и гнетущие тайны власти. «Сынок» Ларисы Садиловой разбирался в вечной теме взаимоотношений отцов и детей. Франко-итало-германский «Лурд» заставлял сопереживать любовным перипетиям внезапно выздоровевшей от тяжкого недуга героине. А эксцентричная комедия с элементами черного юмора, (тоже копродукция четырех европейских стран), «Концерт», сделавшая российскую звезду Алексея Гуськова европейской, одних повергла в гомерический хохот, а других — в уныние.
Надо отдать должное директору программ Игорю Гуськову, (к артисту-однофамильцу — ни малейшего отношения), который «сверстал» конкурсную и внеконкурсную программы грамотно, со знанием дела, стараясь включить в них весь спектр европейского кино, как в жанровом отношении, так и по творческим приемам монтажа и современного видеоряда.
Внеконкурсные показы отдали дань «Парижским премьерам», среди которых были «Коко Шанель и Игорь Стравинский», французский вариант Бондианы «Агент 117: миссия в Рио» и «Генсбур. Любовь хулигана».
«Взгляд на Грузию», безусловно, сделал более пристальным «Другой берег» Георгия Овашвили, который получил уже не один гран-при на различных фестивалях от Востока до Запада.
Российские фильмы представляла рубрика «Наше новое кино». Здесь достаточно назвать отличный фильм Веры Глаголевой «Одна война» — пронзительный рассказ о женских судьбах. Новую режиссерскую работу Гарика Сукачева, поставленную по сценарию, написанному им же, в компании с известным актером-священником, Иваном Охлобыстиным и Натальей Павловской — «Дом солнца». Эту историю свободы, любви и взросления под ностальгическую музыку Андрея Макаревича представляла Дарья Мороз. Анна Матисон вместе с Евгением Гришковцом «удивили» дуэлью на рюмках под названием «Сатисфакция», показанной до Вологды лишь в Кинотаврской программе.
«Последний сеанс» был посвящен ужасам, мистике и триллерам — от английского «Экзамена» до франко-канадских «Мучениц». Здесь, как положено, экстрим соседствовал с потоками крови и леденящими сердце коллизиями.
50-летие французской «Новой волны» было отмечено показом фильма «Двое из волны» Эммануэля Лорана, повествующего об истории дружбы и полного расхождения двух великих киноличностей — Франсуа Трюффо и Жана-Люка Годара.
Обеспечением присутствия на фестивале ярких звезд занимается обычно арт-директор. Особого звездопада не было, это и понятно, сложно организовать его на новом, никому пока не известном фестивале, но выступающая в этой роли Каринна Даньелу заслуживает всяческих похвал лишь за появление в Вологде Анастасии Лапсуи. Эта полная доброй энергии и позитива ненка, живущая в Финляндии, прославила свою новую родину, снимая на финские деньги фильмы о... русском Севере. Ей рукоплескали и ее увенчивали наградами самые крупные кинофорумы мира. Она показала свою новую ленту, бесхитростную, но полную драйва историю ненецкой девочки — «Пудана, последняя в роду», представив ее вместе со своей главной актрисой, приехавшей из родного Ненецкого округа, тишайшей Надеждой Пирерко. Ведь именно ее история положена в основу фильма.
В основном конкурсе участвовало 10 картин — из Польши, Нидерландов, Франции, Украины, Испании, России и других европейских стран. Победителей определяло интернациональное жюри в составе — Андрея Халпахчи (Украина), Кшиштофа Занусси (Польща), Дарьи Мороз (Россия), известного нашему зрителю по роли отца из фильма «Бум» — Клода Брассера (Франция) и загадочно исчезнувшего после первого дня (!?), видимо, передавшего кому-то свой голос, Алексея Гуськова. Возглавлял жюри неоднократный номинант на «Оскар», Сергей Бодров. Победителем в номинации «лучшая роль», — здесь не было разделения по половому признаку, приз лишь один, — стала польская актриса Агата Бузек, (она — дочь нынешнего президента Европарламента), с тонким юмором сыгравшая тщетные поиски любви 30-летней библиотекарши, в фильме Бориса Ланкоша «Реверс».
За лучший сценарий приз получили французы Николя Альберни и Жан Маш, воплотившие вариации на тему реальной опасности широким фронтом надвигающегося на нас виртуального мира в картине «Восьмая страна чудес».
А украинский фильм Сергея Лозницы «Счастье мое», в котором стопроцентное отсутствие присутствия государственных денег, но в архиве уже и зрительские восторги, и фестивальные призы — от Канн до Еревана, — получил в Вологде гран-при.
Устроители и хозяева фестиваля сделали все, чтобы, кроме кино, участники и гости познакомились с замечательной Вологодской землей. Нас с гордостью возили по городу, открывая Кремль, показывали сохранившиеся «резные палисады», ошеломляли фресками Дионисия в Ферапонтово, простирали перед нами озеро Свитязь у стен Кирилло-Белозерского монастыря и удивляли громадой просторных, современных площадей и проспектов продолжающей молодеть Вологды.
— В глубинке, а не в центре, — говорит директор фестиваля в Вологде Игорь Лысенко, — никто ничего подобного не делает. Мы решили, что свято место пусто не бывает, дерзнули, нас поддержало местное руководство, вложив в «VOICES» не только средства, но и душу, и... по-моему, получилось. Не все, мы только начинаем, после окончания проведем «работу над ошибками» и начнем готовиться ко второму фестивалю. Ведь первый-то состоялся! А Вологду выбрали мы с Пашей Морозовым, нашим генпродюсером, потому, что влюбились в нее, только лишь увидев.
Надо сказать, что команда работала увлеченно и с огромной любовью к кино и к тем, кто приехал его показать. По сему, я тоже желаю этому начинанию долгие лета. Сразу по окончании было с успехом проведено «Эхо Вологды в Москве», в кинотеатре «Пионер».
Все, без исключения, участники и гости отмечали искреннюю заинтересованность руководства области и города в кинофестивале. А мне взгрустнулось при воспоминании о полнейшем равнодушии наших чинуш к уже завоевавшим и имя, и право на существование фестивалям КРОК и «Молодость».