Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Волчья история и... Бальзак

На грани трагического и иронического — в Центре Курбаса состоялась уже третья премьера с начала сезона
25 октября, 2017 - 11:07

«Игры волков бальзаковского возраста» по пьесе «Оноре, а где Бальзак?» в постановке Александра Мирошниченко — общий проект Центра и театра «МІСТ». В основе конфликта  — свадьба, однако... нетрадиционная. Любовь и смерть, смех и грусть, романтизм и цинизм переплелись здесь в безумный клубок противоречий.

Постановка стала частью культурологического проекта «Мистецька Європа: люди і долі», посвященного биографической драматургии, первым этапом которой было издание антологии «Таїна буття». Украина переживает уже вторую волну интереса к биографической литературе после ее бума на рубеже веков. Если раньше «оживляли» памятники и возвращали табуированные в прошлом имена, сейчас приоритеты изменились: возникает интерес к универсальным сущностям, которые раскрываются через судьбы гениев. Для этой пьесы удивительным образом важной стала цифра «2» — два исторических прототипа: Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская, два соавтора: Олег Миколайчук и Неда Нежданая, две страны: Украина и Франция, две постреволюционные эпохи, две постановки, две пары персонажей.

Интрига возникает уже в самом названии пьесы. В этом произведении не традиционный для биографических текстов коллаж из отрывков писем, произведений и дневников, а авторская фантазия и открытый поиск: а каким человеком был Бальзак, а где живет его душа? И это современный взгляд авторов на украинскую историю, ведь Бальзак жил, творил, любил в Украине и является неотъемлемой частью нашей культуры. Но спектакль далек от просветительского пафоса. Это драма в почти «дель-артовской» форме.

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ИГРЫ ВОЛКОВ БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА» / ФОТО ДАРЬИ ДИШКАНТ

Бальзак показывается как богемный художник, авантюрист и паяц, романтик и коллекционер... Его роман с Эвелиной Ганской, польской графиней из Украины, который начался с переписки, перешел в тайные встречи и длился свыше 18 лет, стал легендой! Именно его кульминация в имении Верховня происходит в пьесе. Некрасивый и немолодой, «плебей», который сам приписал аристократическую частицу «де», по уши в долгах и любовных приключениях, Бальзак был большим «мезальянсом» для богатой Ганской. Поэтому все окружение графини восстало против этого брака. Нужно было и разрешение самого императора, ведь вольнолюбивый француз — приверженец Наполеона — был нежелательной персоной еще и с политической точки зрения. С этого противоречия выходит идея «игр волков»: именно волками называл Бальзак и себя, и свою любимую, и ее дочь Анну, ведь «борьба за счастье так похожа на игры волков», — отмечает Кноте, влюбленный в Ганскую врач-интриган.

Постановка в Центре Курбаса существенно отличается от предыдущей в театре «Сузір’я», которая в свое время получила Гран-при на фестивале «Неделя современной украинской драматургии». Здесь нет изображения исторической эпохи ни в декорациях, ни в стиле, отсутствует и портретная схожесть прототипов, зато есть современная музыка (К. Маклауд). По решению режиссера зрители оказываются в опустевшем музее-имении с голосом экскурсовода. Черный квадрат сцены, черные костюмы актеров и черный куб, который обыгрывается то как иронический пьедестал памятника, то как кресло, то как окно. Подвешенные пустые картинные рамы, которые качаются в пустоте и будто улетают клином в небытие.

Кноте становится служителем музея, который «тревожит» души умерших, расшатывая рамы и оживляя героев через актеров в гротесковых масках. Он является «кукольником» этого действа. Это не воссоздание эпохи и не шоу двойников, ведь и действия актеров, и их костюмы воплощают характеры, сущность, а не внешние черты. Большую роль здесь играют детали: мимика лиц, пластика рук, графика мизансцен.

Бальзак (Денис Щербак) ворвался в спектакль с безумной энергией и стал завоевателем сердец — страстностью и сдержанной нежностью, легкой иронической и детской непосредственностью.

Ганская — Екатерина Левина — ему контрастирует драматичной глубиной своей роли. Она испытала наибольшие превратности судьбы и принесла наибольшую жертву. Легкомысленная, капризная и меркантильная дочь Анна (Ульяна Либ) была интересной тонкими нюансами игры. Зато Кноте (Дмитрий Левенко) сыграл сложную партитуру из внутренних противоречий и осмыслений. Воплощая «серого кардинала», который пытался не допустить этого брака и стал почти хозяином имения, в финале он осознает себя куклой высшей игры — «человеческой комедии», свою роль демиурга-неудачника. Именно через судьбу Бальзака происходит осмысление его художественных образов: «шагреневой кожи» желаний, каждое из которых имеет свою цену, а также «утраченных иллюзий» героев, которые их осуществили.

Спектакль балансирует на грани трагического и иронического, серьезного и игрового, драмы и гротеска. Обманчивой легкостью она оставляет шлейф мыслей о лабиринтах жизни и творения, любви и смерти, актуальных и сегодня.

Андрей КАРПЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ