Его на самом деле зовут Альфредо Джеймс.
Но его все знают по сокращенной форме, похожей скорее на подростковое прозвище, которое стало, собственно, его именем: Аль.
НА СТАРТЕ
Аль Пачино родился 25 апреля 1940 года в криминальном районе Нью-Йорка - Восточном Гарлеме, в семье бедных сицилийских эмигрантов Роуз (при рождении ДЖЕРАРДИ) и Сальваторе Альфреда Пачино. Будучи эмоционально уязвимой и не выдержав возложенных на нее обязанностей, мать переехала к своим родителям. Поэтому первые два года мальчик жил с отцом.
Но с вступлением США во Вторую Мировую войну в 1942 году Сальваторе призывают в армию, поэтому Альфредо переезжает в Южный Бронкс к родителям Роуз - Кейт и Джеймсу Джерарди. В основном внука воспитывала его бабушка, которая, остро заботясь о его судьбе, ограничивала контакты парня с внешним миром. Дружеские отношения сложились с дедом. В 1946 году возвращается Сальваторе, но наладить семейные отношения не удается. Он переезжает в городок Ковина, штат Калифорния, а отношения с сыном ограничивает редкими встречами.
В подростковом возрасте Альфредо имел среди своих друзей прозвище «Сонни» или «Актер», стремился стать бейсболистом. Провалил все выпускные экзамены, кроме английского. После школы работал на низкооплачиваемых работах, в частности разносчиком сообщений, помощником официанта, дворником и почтовым клерком. Начал курить в 9 лет, употреблять алкоголь в 13, но предусмотрительно избегал тяжелых наркотиков. Два его друга умерли от героина в возрасте 19 и 30 лет.
Спас парня врожденный талант к игре, который проявлялся все больше и больше. Альфредо начал выступать в нью-йоркских полуподпольных театрах, присоединился к студии Херберта Бергхофа HB Studio, которая располагалась в Гринвич-Виллидж – сердце богемной жизни Нью-Йорка. В этот период у молодого актера часто не было ни работы, ни крыши над головой, иногда приходилось ночевать на улице. В 1962 году, в возрасте 43 лет, от лейкемии умерла его мать, а через год не стало деда Джеймса - одного из самых важных людей в жизни Аль Пачино.
Возможно, именно эти потери укрепили его в намерении стать актером. В 1966 году после множества попыток Аль наконец прошел прослушивание в Актерской студии на Манхэттене, причем на курс знаменитого театрального педагога и актера Ли СТРАСБЕРГА, который воспитал многих звезд. Очень быстро, в течение трех сезонов, он получил признание на бродвейской сцене.
КИНО: ВЫСОКИЙ СТАРТ
Приглашения в кино стали поступать после успеха на Бродвее. Первую большую роль Аль Пачино получил в 1971 году, сыграв наркомана в фильме Джерри ШАЦБЕРГА «Паника в Нидл-парке». После этой ленты его заметил Фрэнсис Форд Коппола и пригласил в свой новый проект «Крестный отец» на роль Майкла Корлеоне (родители актера, по чистому совпадению, были родом из того же города, из которого главный герой первой части саги Копполы - Вито Корлеоне), отказав таким серьезным кандидатам, как Роберт Де НИРО, Роберт РЕДФОРД и Уоррен БИТТИ. Менеджмент Paramount Pictures был против, так как считал Альфредо недостаточно высокорослым для этого персонажа. Опасения оказались безосновательными.
Во всех трех частях саги Пачино показал впечатляющую трансформацию героя - от чистосердечного отставного военного до безжалостного мафиози, способного убить родного брата, а затем до беспомощного старика, которого наказывает сама жизнь. Актер воплощает это превращение искусно и тонко - лицом, голосом, движениями, ни разу не впадая в пафос и не фальшивя. Неудивительно, что за «Крестного отца» 30-летний Альфредо был номинирован на «Оскар».
В 1973 году Пачино исполнил главную роль в криминальной драме Сидни ЛЮМЕТА «Серпико», основанной на реальных событиях, сыграв нью-йоркского полицейского Фрэнка Серпико, который пытается раскрыть коррумпированность своих коллег, становясь, по сути, изгоем и едва не поплатившись головой.
Здесь Пачино задействует свой исполнительский арсенал на полную мощность. То он веселый тусовщик и меткий остряк, то он любимый всеми сосед, а то - типичный «хороший коп», способный разговорить подозреваемого благодаря правильно найденным словам, а вот он - коп принципиальный, который не боится идти наперекор начальству, а может быть и домашним деспотом, презирающим свою подругу. Пачино этой ролью опроверг распространенное представление о том, что положительные персонажи обычно проигрывают в харизматичности антигероям. Такое удается далеко не всем.
1975: опять Люмет, снова сценарий по реальным событиям, снова место действия - Нью-Йорк, но на этот раз - роль не правоохранителя, а правонарушителя. 22 августа 1972 года ветеран вьетнамской войны Войтович с сообщником пытались ограбить банк, чтобы оплатить операцию по хирургической коррекции пола для жены Джона - транс-женщины. Вот об этом и история.
Пачино из мелкого бандита создал поистине трагическую фигуру. Сонни - так его зовут в фильме (еще одно совпадение) - это вооруженный преступник, который не хочет убивать и волнуется переживает за своих заложниц. Последним он нравится - и дело не только в стокгольмском синдроме, а в том, что этот невротик с ружьем глубоко уязвим, способен чувствовать чужую боль и действует из соображений не корысти, а любви.
В 1977году Пачино сыграл автогонщика в фильме Сидни ПОЛЛАКА «Бобби Дирфилд». За эту роль был номинирован как лучший актер на «Золотой глобус», но проиграл Ричарду БАРТОНУ. Следующим фильмом стала драма «Правосудие для всех». Игра актера получила положительные отзывы среди критиков, он был в четвертый раз номинирован на «Оскар», но, по иронии судьбы, проиграл Дастину ХОФФМАНУ, получившему награду за роль Теда Крамера в мелодраме «Крамер против Крамера»; сначала эта роль предлагалась Альфредо, но он от нее отказался.
СПАД И ВОЗВРАЩЕНИЕ
В начале 1980-х в карьере Аль Пачино произошел спад. Актер даже прекратил сниматься на 4 года. Вернулся в 1989 году, сыграв в успешном триллере «Море любви» детектива, который пытается поймать маньяка. В следующем году актера в шестой раз номинировали на «Оскар» за роль в фильме Уоррена Битти «Дик Трейси», в котором его партнерами были сам режиссер и Мадонна. В том же году актер вернулся к главному персонажу своей жизни, снявшись в третьей части «Крестного отца».
И вот в 1992 году наконец свершилось: Пачино получил «Оскара» за лучшую мужскую роль, сыграв слепого отставного офицера Фрэнка Слэйда в «Запахе женщины» (режиссер - Мартин БРЕСТ). Этот фильм был посредственным римейком одноименной итальянской драмы (режиссер - Дино Ризи, 1974), но работа Пачино собственно и сделала этот фильм событием. В этом же году актер был номинирован и на лучшую мужскую роль второго плана за «Американцев» и, таким образом, стал первым актером, который получил две номинации в один год и победил в одной из них.
Весь сюжет «Запаха женщины» - это история 3 дней, которые полковник проводит в компании студента Чарльза Симмса, нанятого родственниками Слейда для наблюдения за скандальным и непоседливым стариком.
Пачино справился с очень сложной задачей: перевоплотился не просто в незрячего, но и в офицера высшего ранга, ловеласа и гуляку, чей характер колеблется от лихого дебоша до отчаянной кататонии. Эпизод, в котором Слэйд танцует танго в ресторане с юной незнакомкой, вошел в историю. Поэтому неудивительно, что киноакадемики наконец дрогнули и дали Альфредо давно заслуженную статуэтку.
Жанр криминальной драмы, впрочем, не отпускал Аль Пачино: в 1993 году в «Пути Карлито» снялся вместе с Шоном ПЕННОМ, сыграв бывшего мафиози, который вышел на свободу и решил жить честной жизнью, но кровавое прошлое не дало ему этого сделать, а в 1995 году в «Схватке» (режиссер - Майкл МАНН) вновь превратился в бесстрашного и принципиального детектива, причем его антагониста играл Де Ниро (они играли во второй части «Крестного отца», но в разных эпизодах).
В «Адвокате дьявола» (1997) у Аль Пачино роль второго плана; протагонист здесь - Киану РИВЗ в роли сверхуспешного юриста, которого нанимает на работу сам дьявол. Последнего, собственно, и играет 67-летний актер - и его игра выводит Люцифера далеко за рамки устоявшихся представлений. Весь арсенал приемов у Альфредо под рукой: сексуальный, вкрадчиво-обманчив, деловитый, остроумный, простоватый, циничный. Одним словом, идеальный ловец заблудших душ.
В 2000-2010-х актер регулярно подтверждает свой легендарный статус. Даже эпизодические роли у новых режиссеров получают огласку, особенно в криминальной комедии Стивена СОДЕРБЕРГА «Тринадцать друзей Оушена» (2007). Кроме самого Пачино, картина собрала целое созвездие знаменитостей, таких как Джордж КЛУНИ, Брэд ПИТТ, Мэтт ДЭЙМОН, Энди ГАРСИА - но он там отнюдь не теряется.
В прошлом году произошло очередное возрождение звезды: в июле вышел «Однажды в... Голливуде» Квентина ТАРАНТИНО, где Аль впервые снялся вместе с Леонардо Ди КАПРИО и сыграл небольшую, но, как всегда у Тарантино, яркую роль. А уже в ноябре появилась криминальная драма Мартина СКОРСЕЗЕ «Ирландец», где Пачино и Де Ниро снова сыграли вместе.
Одна из последних новостей: Аль Пачино вернется к своему любимому Шекспиру и сыграет короля Лира, а автором экранизации выступит британский классик Майкл РЭДФОРД.
СЕКРЕТ ЕГО МАСТЕРСТВА
Актерский темперамент Пачино полон поистине безграничной энергии. Кого бы он ни играл - хоть рыцаря, хотя негодяя - это будет с пристрастием, но одновременно и точно. Острые черты лица, выразительные большие глаза, хорошая физическая форма даже в 80 - неудивительно, что Аль интересен до сих пор и режиссерам, и зрителям. И какую бы роль ему ни давали - он просто физически не способен испортить ее.
Поэтому - многая лета, дорогой Альфредо.