Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вопреки оперным канонам

28 марта знаменитому певцу, режиссеру, народному артисту Украины, академику Дмитрию Гнатюку исполняется 80 лет
26 марта, 2005 - 00:00
ОПЕРА «АИДА» — ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЮБИМЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ДМИТРИЯ ГНАТЮКА КАК ПЕВЦА И РЕЖИССЕРА, В КОТОРОМ ОН МНОГО ЛЕТ БЛЕСТЯЩЕ ИСПОЛНЯЛ ПАРТИЮ АМОНАСРО. В 1969 ГОДУ ПАРТНЕРШЕЙ ПЕВЦА БЫЛА НИНЕЛЬ ТКАЧЕНКО (АИДА) / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Расцвет и слава выдающегося артиста неразрывно связаны с Киевской оперой. На этой сцене он создал прекрасные драматические роли как певец с блеском выступая в украинском репертуаре, операх мировой классики. Благодаря таланту Дмитрия Михайловича, на сцене Национальной оперы, которая уже 54 года является для Гнатюка родным домом, увидели свет спектакли, написанные современными композиторами. О бархатном голосе Дмитрия Михайловича написаны тысячи восторженных рецензий. Гнатюк — кумир нескольких поколений слушателей не только в нашей стране, но и за границей.

«Я счастлив тем, что мой голос находил и находит отклик у многих людей, — признается певец. — Если человек влюблен в страну, песню, людей — это придает сил. В моей жизни были разные полосы».

— Нечасто человеку при жизни удается стать легендой, а Дмитрий Михайлович стал ею уже в начале своей творческой карьеры вопреки многим оперным канонам, — рассказывает музыковед, заведующий литературной частью Национальной оперы Украины Василий Туркевич. — На киевскую сцену он пришел из консерватории не начинающим стажером, а сформированным певцом с мощным, тембрально красивым голосом. Успешный дебют Гнатюка был не только результатом блестящей педагогической школы великого Ивана Паторжинского, но и проявлением подаренного Богом таланта, возведенного вдохновенным трудом к вершинам оперного Олимпа.

Дмитрию Михайловичу выпало жить на пересечении двух столетий и тысячелетий, в разные эпохи. Не было ни одного советского вождя, который бы не восторгался голосом Гнатюка. В 1946 году, еще когда он был студентом консерватории, состоялся его дебют на сцене Большого театра. В ложе аплодировали молодому баритону Мао Цзедун и Сталин.

«Я о той встрече долго никому не рассказывал, потому как знал, что наживу себе врагов, — вспоминает Д. Гнатюк. — Вскоре пошли слухи о моем выступлении в Москве, но однокурсники не верили, что это было на самом деле. Только когда Григорий Веревка (художественный руководитель Народного хора Украины), с которым мы выступали в Москве, рассказал о моем триумфе И. Паторжинскому, только тогда подшучивать надо мной перестали.... Потом, за большую творческую жизнь, мне приходилось часто выступать в правительственных концертах. Но я никогда не считал себя «номенклатурным» певцом».

Баритон Дмитрия Михайловича в равной степени можно считать лирическим и драматическим, в зависимости от того, какую партию он пел. Артист умел менять тембральные нюансы, переходил от элегийности пиано к экспрессивной динамике, особенно в спектаклях с напряженным психологическим сюжетом (Жермон в «Травиате», Ренато из «Бала-маскарада»). Психологическая многоплановость образа Риголетто (в одноименной опере Дж. Верди) обрела в вокальной трактовке Гнатюка глубину раскрытия, заложенного композитором подтекста, который сделал этот образ актуальным вне времени. В репертуаре певца появляются партии, которые принесли признание: Яго — «Отелло», ди Луна — «Трубадур», Амонасро — «Аида», Валентин — «Фауст», Мыкола — «Наталка Полтавка», Остап — «Тарас Бульба», Султан — «Запорожец за Дунаем» и другие. Весьма серьезно работал певец в современном украинском репертуаре («Милана», «Молодая гвардия», «Арсенал», «Гибель эскадры», «Первая весна»).

Дмитрий Михайлович много работал над расширением репертуара Национальной оперы произведениями современных композиторов. Его участие в операх стало «золотой» страницей украинского современного искусства. Гнатюк во многих параметрах определил исполнительскую манеру интерпретаций нескольких дальнейших поколений певцов, которые переняли детали и нюансы стиля прославленного мастера оперы. А когда певец почувствовал, что ему тесно в оперном репертуаре — занялся концертной деятельностью. С именем Д. Гнатюка связано рождение украинской эстрады. Он непревзойденно исполнял народные песни, романсы. Дмитрий Михайлович высоко поднял произведения, написанные Платоном Майбородой, Александром Билашем, Анатолием Кос-Анатольским, Степаном Сабодашем, а их песни стали в его исполнении суперпопулярными: «Два кольори», «Рідна мати моя», «Пісня про рушник», «Очі волошкові», «Черемшина», «Летять, ніби чайки», «Марічка», «Цвітуть осінні небеса», «Ясени», «Сніг на зеленому листі» и этот список еще очень длинный...

— Еще задолго до завершения своей оперно-исполнительской деятельности Дмитрий Гнатюк стал заниматься режиссурой, — рассказывает В. Туркевич. — В 1975 г. он дебютировал как постановщик оперы «Князь Игорь» (дирижер Владимир Кожухарь, сценография — Федора Нирода). Кстати, в том спектакле Дмитрий Михайлович пел главную партию почти четыре десятилетия. Художественный уровень режиссуры этой сложнейшей драматической оперы Бородина засвидетельствовал тот факт, что спектакль имел долгую сценическую жизнь, на нем выросли три поколения певцов нашего театра. Как режиссер оперы Гнатюк прекрасно разбирается в технике вокала, симфоническом оркестрировании, сценической и хоровой культуре, изобразительном искусстве. Он поставил на киевской сцене «Тоску», «Травиату», «Аиду», «Пиковую даму», «Севильского цирюльника», «Сорочинскую ярмарку», «Войну и мир» и другие. Последняя режиссерская работа Дмитрия Михайловича — спектакль «Мазепа» П. Чайковского. Премьера состоялась накануне первого тура голосования президентских выборов в Украине. Случайно ли, что опера о легендарном гетмане, который положил свою жизнь за независимость Украины, была поставлена в решающее время для наших реалий? Нет — это позиция мастера. Как признался режиссер, спектакль непросто родился, некоторые члены коллектива отказывались работать, видя политический подтекст оперы, упрекая Гнатюка в «псевдопатриотизме». «Для меня было важно убедить молодежь, и именно на потенциал молодых певцов я поставил «Мазепу», — признался Дмитрий Михайлович. В опере прекрасно выступили Оксана Дикая и Тарас Штонда, которые нынче являются премьерами труппы.

Не остался в стороне решающих событий Д. М. Гнатюк и во время оранжевой революции. С первого дня он вместе со многими артистами Национальной оперы был на майдане Незалежности, выступая перед миллионами украинцев, которые были возмущены фальсификацией результатов выборов. Дмитрий Михайлович пел «Многие лета» на концерте-инаугурации Президента Украины В. Ющенко...

Сейчас Гнатюк преисполнен многими творческими планами. Несколько дней назад режиссер вместе с труппой Киевской оперы вернулись из Дании, где с большим успехом прошли гастроли украинских мастеров. Шесть вердиевских «Аид» с триумфом исполнили артисты.

29 марта именно эту оперу будут исполнять в честь постановщика спектакля Д. Гнатюка по случаю его юбилея. А 31 марта Дмитрий Михайлович приглашает поклонников своего таланта на бенефис, который состоится на главной сцене нашей страны — Дворце «Украина». Программа называется «А я люблю, люблю, как в юности». Гостями вечера станут оперные певцы: Владимир Опенько, Оксана Дикая, Тарас Штонда, Владимир Гришко, а также коллеги по эстрадному цеху — Тарас Петриненко, Иван Попович, Оксана Билозир, группа «Океан Эльзы» и другие.

«День» поздравляет Дмитрия Михайловича с 80-летием. Желаем вам крепкого здоровья, творческих успехов, новых и интересных постановок, любви и счастья.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ