Показы состоятся на сцене Национального театра им. И. Франко (в рамках государственной программы «Украинский Донбасс»). Коллектив Луганского областного академического украинского музыкально-драматического театра, который в этом году отмечает юбилейный, 75-й сезон, покажет в столице свои премьеры.
В этой информации не было бы ничего экстраординарного, если бы не одно «но»: Луганская украинская муздрама — единственный государственный театр, который эвакуировался из оккупированных территорий (в противовес шести оставшимся), перерегистрировался в Украине и продолжает работать, согласно украинскому законодательству.
Впрочем «эвакуировался» — громко сказано: из Луганска летом-осенью 2014-го выехали далеко не все актеры, а из имущества удалось вывезти лишь печать и «флешку» с документами. Остальное — помещение, костюмы, декорации, транспорт, оборудование — осталось там и используется теперь «Государственным учреждением культуры «Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной» (бытует сокращенный — милитаризированный и «деукраинизированный» — вариант: просто «Театр на Оборонной»).
Чтобы завершить эту малоприятную тему, скажем, что этот театр ставит спектакли на русском и украинском языках, так же считает свой текущий сезон 75-м и, пользуясь пребыванием в юридически «серой» зоне, не чурается заниматься пиратством (например, о существовании на его кону мюзикла Игоря Поклада — Александра Вратарева «Такое еврейское счастье» его авторы с удивлением узнали из интернета). А многолетний художественный руководитель театра Михаил Голубович, орденоносец, лауреат многочисленных отечественных и зарубежных премий, народный артист Украины, известный по таким кино— и телелентам, как «Пропала грамота», «Комиссары», «Дума о Ковпаке», «Легенда о княгине Ольге», «Молитва о гетмане Мазепе» и др., недавно был отмечен медалью так называемого ЛНР «За заслуги» первой степени (разве там еще орденами не обзавелись?) и званием «народного артиста ЛНР» — «в исключительном порядке, учитывая выдающийся вклад в развитие и сохранение отечественной культуры, (...) а также высокое исполнительское мастерство в создании художественных образов, ставших достоянием отечественного культурного наследия». Интересно, конечно, к какому такому «отечеству» принадлежит творческий багаж новоиспеченного народного артиста «молодой республики»? Не менее интересно, как по возвращении Луганска под украинскую юрисдикцию будут решены юридические вопросы, касающиеся обоих театров и их работников.
Но не будем о грустном — «нам своє робить»! Напомню, деятельность Луганского украинского театра была официально возобновлена в Северодонецке как административном центре области, в декабре 2014 года. Приказом тогдашнего главы Луганской военно-гражданской администрации Геннадия Москаля Северодонецкий городской театр драмы был ликвидирован, а его имущество и штат — переданы областной муздраме. Это, конечно, не компенсировало потерь (ведь состояние и кадровый состав горожан были достаточно скромными, а «сталинское» здание после пожара 2007 года использовалось лишь как склад и репетиционная база), однако позволило начать работу.
Творческая деятельность кардинально активизировалась осенью 2015-го — с приходом нового молодого директора Сергея Дорофеева, а также с возвращением в театр режиссера Владимира Московченко и сценографа Ирины Лубской, чья жизнь более четверти века была связана с Луганской украинской муздрамой.
Сегодня труппа театра состоит из 21 актера, четырех пар балета и музыкальной группы. Луганчан среди них — около десятка. В репертуаре — пять спектаклей («Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Наша кухня» А. Котляр, «Осторожно, женщины!» А. Курейчика, новогодне-рождественская сказка «Подарок Святого Николая» и «За двумя зайцами» М. Старицкого), причем три свежайшие премьеры (на выходе — четвертая, «Маклена Граса» М. Кулиша) вышли менее чем за полгода. Их играют в домах культуры — в Северодонецке, Рубежном и Лисичанске. Буквально на днях В. Московченко официально назначен художественным руководителем, а также подписано распоряжение о начале капитального ремонта здания — и здесь обязательно нужно отметить внимание к театру областной власти (в первую очередь, ее социально-гуманитарного «блока» во главе с Ольгой Лишик).
Следовательно, Луганский украинский театр в Украине существует и строит свое настоящее и будущее, не оглядываясь назад! Не будем однако прибегать здесь к анализу или описанию собственно спектаклей нового-старого театра.
Во-первых, потому, что два из них киевляне (а следом за ними, надеемся, и жители других городов Украины — по этому поводу уже ведутся переговоры) скоро увидят, поэтому не хочется опережать события. Скажем только, что режиссеру-дебютанту, актеру театра Евгению Мерзлякову удалось извлечь из хрестоматийных «Зайцев» такие увлекательные штучки, которые не приходилось наблюдать ни в одной из ранее увиденных версий пьесы М. Старицкого (так и жанр там определен «креативно-міщанський каламбуръ під мериканські музики»). А «Маклена Граса» в постановке В. Московченко просто еще не существует в природе — премьера состоится лишь накануне киевских минигастролей.
Во-вторых, хотелось бы акцентировать внимание все-таки на другом. Жизнь в который раз подтверждает аксиому: заново строить значительно легче, чем перестраивать-ремонтировать-обновлять. Новые люди, новое место, новые вызовы — все это подпитывает и прибавляет драйв (он, кстати, очень ощутим на сцене, причем у актеров всех поколений), невзирая на серьезные бытовые неурядицы.
В конце концов, исторические катаклизмы, которые поднимают с насиженных мест миллионы людей, далеко не всегда становятся «концом жизни». Наоборот, часто они дают тот шанс, на который нельзя было надеяться раньше. Если бы не драматичные события 2014-2015 гг., Елена Стеценко никогда бы не открыла на Луганщине «Музей ангелов», Сергей Дорофеев, очевидно, в неполных 30, не возглавил бы академическое заведение, а Владимир Московченко не получил бы всю полноту художественной власти и права формировать политику театра... Возможно, Евгений Мерзляков еще долго ждал бы полноформатной самостоятельной постановки на большой сцене, вчерашние студенты Анастасия и Денис Пономаренко не выходили бы на профессиональную сцену в главных ролях, а бывшая актриса русскоязычного Северодонецкого городского театра Наталья Карчкова не сыграла бы Проню Прокоповну — причем так, чтобы ее сравнивали то с Инной Чуриковой, то с Лилией Ахеджаковой. И наконец, Елена Хохлаткина, Андрей Романий и Виктор Жданов из Донецкого национального украинского музыкально-драматического театра не вышли бы на ведущие сцены Киева в тех ролях, которые уже успели высоко оценить зрители и специалисты (и это только начало!), а группа таких же донетчан не готовила бы в Киеве антрепризу...
Не пропустить свой шанс, воспользоваться возможностями, которые появляются, — вполне возможно. Доказано, в том числе северодонецкими луганчанами. Очень хочется, чтобы у них все получилось.