Открылся фестиваль, программа которого состояла из пяти картин, биографической лентой «Повесть о любви и тьме». В картине речь идет о жизни известного журналиста и писателя АмосаОза (режиссерский дебют Натали Портман, которая также сыграла одну из главных ролей).
Другая биографическая лента фестивальной афиши «Последние дни Рабина» рассказывает о расследовании убийства в 1995 году премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. Используя хроникальные кадры этого трагического события, режиссер АмосГитай средствами документальной стилистики пытается и в постановочных сценах создать атмосферу достоверности и объективности происходящего на экране. Правда, это не спасает его фильм от обвинений в тенденциозности, в поддержке левых, к которым относят и Рабина. Это и не удивительно, ведь в картине речь идет о политических реалиях одной из самых горячих точек планеты. А там, где льется кровь, не может быть и речи о взаимопонимании и уважении к своим политическим оппонентам. Личность Ицхака Рабина, который ценой компромиссов пытался установить мир на Ближнем Востоке (за что и был убит радикально настроенными сионистами), до сих пор вызывает на его родине полярные суждения и оценки.
Картина «Последние дни Рабина» интересна не столько своей политической составляющей, сколько своим метафизическим срезом. Убийство Рабина имело под собой не столько политические, сколько религиозные мотивы. А это выводит проблему террора из сферы конкретных политических реалий и направляет нас к поиску ее глубинных онтологических причин. Ведь убийца премьер-министра был не просто патриотом, который не простил Рабину подписанное в Осло соглашение с Ясиром Арафатом. Мотивацию для преступления и его оправдание бывший студент нашел в Торе и в проповедях радикально настроенных раввинов-фундаменталистов.
Учитывая тему религиозного фанатизма особого внимания заслуживает прекрасная, камерная по форме и вселенская по своему содержанию картина РонитЭлькабец и ШломиЭлькабец «Гетто, или Суд Вивьен Амсалем». Как оказалось, в Израиле нет гражданского брака и, соответственно, гражданского развода. Поэтому героиня картины Вивьен вместе с адвокатом тщетно пытается добиться развода со своим мужем, с которым давно не живет. Процесс затянулся на... пять лет и не имел бы завершения, если бы униженная женщина не пообещала нелюбимому мужу, что после развода никогда не выйдет замуж. Только после этого ревнивец, который здесь выступает образцовым ортодоксальным иудеем, согласился на развод. Трое судей и секретарь, которые совершают высший религиозный суд от имени своего ревнивого бога, только одним своим видом заставляют вспомнить о священном синедрионе. И о тысячах лет истории человечества, которое формировало свои взгляды, идеологию, привычки - все, что теперь называют «культурой», - на фундаменте иудейских представлений о мире. Поэтому оба фильма, какими бы непохожими они ни были, рассказывают о том, как догматизм, религиозно-политическая демагогия, манипуляция сознанием людей берут верх над жизнью и здравым смыслом. Конфликты всех уровней, которыми полно наше существование, свидетельствуют о нашей беспомощности перед жизнью, перед тойвитальной силой, котораяв итоге находит наивысшее проявление в жертвенной любви. А она, как известно, не вписывается в созданные людьми догмы и законы. Фестивальные картины и рассказывают о том, как из этой беспомощности, страха перед жизнью рождаются все формы террора, проявления насилия, войны - от семейных до мировых.