Между тем, эта картина успела собрать немало наград на различных международных кинофестивалях (в частности, премию «Золотой глобус» за лучший фильм в жанре комедии, несколько других наград и «Оскар» Пенелопе Крус за лучшее исполнение женской роли второго плана).
Конечно же, «Вики, Кристина, Барселона» иного зрителя только лишь развлечет, не пробудив в нем никакого интереса к метафизическим вопросам. Но это уже проблема самого зрителя, не желающего за внешне развлекательной историей увидеть более чем серьезные рефлексии режиссера, для которого каждый фильм, по его же признанию, является попыткой примирения с миром. Если же быть более точным — то попыткой избавления от страха смерти, который знаменитого Вуди Аллена, опять же по его признанию, преследует не в меньшей степени, нежели простых смертных.
Сюжет «Вики, Кристины....» режиссер круто замешивает на сексе, избегая при этом откровенной эротики, что уже делает ему честь. Неутолимое желание, которое охватывает соблазненных испанским художником американских девушек, отражается лишь на их лицах, в их взглядах. Аллена интересует не тело, не эта машина исполнения желаний, а их, желаний, источник: наши ум и чувства. Как и всякого думающего человека, режиссера терзает то раздвоение, которое каждый прячет в своей черепной коробке до тех пор, пока оно не вырастает в медицинский диагноз (хотя и шизофрению современный человек может счесть за проявление темперамента и таланта). Так, живущая холодным расчетом героиня здесь неожиданно поддается порыву эмоций, в то время как плывущую на волне чувств девушку начинают мучить сомнения.
Симптомами же если еще не болезни, то ее первых признаков, в картине страдает разве что Мария-Елена, героиня Пенелопы Крус, талантливая художница, которая из ревности чуть не зарезала своего мужа Хуана (Хавьер Бардем). Чудом совмещающая в себе красоту, ум и талант Пенелопа Круус за эту роль заслужила еще много наград. В эпизодической роли она сумела воплотить судьбу одаренной, одержимой страстью роковой женщины, которая будет сводить с ума мужчин и сходить с него от желаний сама, так никогда и не обретя счастья под крышей даже самого благополучного, самого богатого дома. В ее Марии-Елене легко увидеть отражение тех семейных скандалов, свадеб-разводов голливудской богемы, которые для обывателя являются предметом завистливого обожания.
Режиссер смеется и над мужской половиной звездных персонажей гламурных журналов. Называя своего героя Хуаном, ироничный Аллен намекает нам на классического ловеласа Дон Жуана, который пришел в сюжет известной мольеровской пьесы именно из испанской литературы. Задурив голову живущей чувствами Кристине (Скарлетт Йоханссон), Хуан умудрился в одну из дышащих страстью теплых испанских ночей уложить прямо на газон трезвомыслящую оставившую в Нью-Йорке жениха Вики (Ребекка Холл). Но если бы все для нее закончилось одним этим приключением... Привыкшая полагаться только на свой разум, Вики, уже даже расписавшись из прилетевшим из Америки Дугом (Крис Мессина), не может забыть ту роковую ночь. И едет на новую встречу с испанским мачо, становясь участницей и жертвой, к счастью, мелодраматической, а не трагической сцены. Мария-Елена, ревность которой, между тем, не мешала ей спасть одновременно с бывшим мужем и его новой пассией Кристиной, в самый последний момент мешает Вики совершить прелюбодеяние. Ворвавшись в дом с револьвером, она начинает палить из него, легко ранив в ладонь Вики и до смерти напугав Хуана. Оказалось, что за его предназначенными для девочек «интеллектуальными» разговорами о бессмысленности жизни прячется страх одиночества и небытия. О чем открыто сообщила ему его более талантливая и проницательная бывшая жена.
Реальной смерти в этой картине, конечно же, быть не может, здесь есть лишь шарж на нее в духе немых мелодрам. Явное присутствие костлявой неуместно в комедии, легкой и сладко-терпкой, как вкус вина, выпитого под покровом томной испанской ночи, под звуки пробуждающей чувственность испанской гитары. Но она — и Вудди Аллен это хорошо знает — всегда появляется там (пусть даже в комических одеяниях), где правит бал Эрос. Если вы еще в этом не убедились, сходите на «Вики, Кристину, Барселону», которую пока еще можно успеть посмотреть в киевском кинотеатре «Жовтень».