В последний раз известный украинский композитор Виталий Губаренко был в родном своем городе Харькове в 1994 году (за шесть лет до безвременной кончины). Тогда маэстро очень огорчился, что на его концерт собралось людей едва ли не меньше, чем музыкантов в симфоническом оркестре. Но сегодня земляки не забыли о Виталии Сергеевиче, пригласив на ХVI фестиваль «Харьковские ассамблеи» Валентину Соколик — певицу, которая впервые исполнила губаренковскую монооперу «Письма любви (Нежность)» в 1971 году.
История эта складывается в отдельный сюжет. Выпускница Харьковского института искусств, Валентина Соколик в конце 1960-х годов успешно начала карьеру солистки Харьковской оперы, исполнив заглавную партию в опере П. Чайковского «Иоланта», Микаэлу в «Кармен» Ж. Бизе, а в современном репертуаре выделилась в опере харьковчанина Бориса Яровинского «Лейтенант Шмидт». Нежный и трепетный голос Соколик, ее неподдельное лирическое дарование и вокальный профессионализм убедили Виталия Губаренко (тогда жившего в Харькове) поручить (а в конечном итоге и посвятить) свою монооперу «Письма любви» именно этой певице. После успешной премьеры в Киеве имя Валентины Соколик прогремело на весь бывший СССР. Она много раз исполняла оперу в концертной версии с разными оркестрами и дирижерами. И хотя «Нежность», написанная по новелле Анри Барбюса, ставилась много раз как театральный спектакль в разных городах Союза, — ее первопрочтение осталось самым покоряющим и вдохновенным...
А потом в жизни Соколик произошла резкая перемена. О прекрасной певице «забыли», как забывали на долгие годы о тех, кто подал в советские времена прошение об отъезде на ПМЖ. Хотя некоторое время Валентина Соколик, в прямом смысле, еще блистала на сцене Киевского театра оперетты. Уехать ей все же удалось. Но длительный перерыв в профессиональной практике мог оказаться роковым для ее вокальной формы. Поэтому в приглашении певицы на «Харьковские ассамблеи-2009» был определенный риск.
Здесь надо добавить, что организатор и художественный руководитель «Ассамблей» (а они постоянно проводятся с 1991 года), ректор Харьковского университета искусств Татьяна Веркина реализует свою заветную мечту — возвратить Харькову славу музыкального центра, укрепить его лучшие традиции, наладить связи с исполнителями, которые учились и работали в нашем городе, а ныне получили международную известность. Действительно, сегодня харьковских музыкантов узнают в мире по принадлежности к этому творческому форуму, а известные исполнители Европы и Америки почитают за честь быть приглашенными на осенние «Ассамблеи» в Харьков.
И вот очередной концерт, посвященный памяти Виталия Губаренко (в этом году мастеру могло бы исполниться 75 лет). В первом отделении исполнялись два симфонических произведения композитора — Вторая симфония и «Кончерто гроссо». Следует напомнить, что Вторую симфонию играли такие замечательные дирижеры, как Геннадий Проваторов и Стефан Турчак, она была этапной для украинской (и не только украинской) музыки 1960-х годов. Показательно, что споры о ней выходили за пределы чисто музыкальной сферы и касались движения свободной общественной мысли, темы освобождения от призраков минувших лет.
«Кончерто гроссо» — жанр, родившийся в эпоху барокко, — Губаренко со свойственным ему ощущением времени переадресует современному слушателю. Толчком к созданию этого произведения послужила смерть одного из лучших друзей и соратников по искусству. Но музыка не столько воплощает скорбь утраты, сколько продолжает вечные размышления композитора о жизни и смерти.
Академический Молодежный симфонический оркестр «Слобожанский» (несмотря на молодость музыкантов, заслуживший звание академического коллектива) достойно справился с труднейшими музыкально-философскими произведениями. Дирижировал в этот вечер Шалико Палтаджян, исполнитель музыки В. Губаренко и свидетель ее триумфов. Во втором отделении он вместе с Валентиной Соколик придал особенный эмоциональный накал «Нежности».
Сказать, что исполнительница премьеры монооперы 1971 года пела замечательно — ничего не сказать! Ее пение было по-прежнему трепетным и живым, что весьма редко бывает при сорокалетнем вокальном стаже, особенно у высоких женских голосов. Но главное заключалось в том, что она передавала тот «аромат» первоисточника, ту подлинность интонаций любящей женщины, которые вложил в свою партитуру композитор.
«Нежность» — опера о любви. О трогательном и вечном чувстве повествуют письма, которые еще долго после смерти возлюбленной получает их адресат. Аналогия возникает сама собой. Послания из вечности приходят к слушателям даже после смерти композитора — приходят с его музыкой. Разумеется, если они написаны с любовью и трогают струны человеческой души. И если находят таких достойных исполнителей.