До сих пор у меня было впечатление, что любой филармонический цикл концертов похож на роуд-муви: едешь, едешь едешь, а потом — вдруг:
— О, какое интересное место! Нужно остановиться, чтобы глубже познакомиться.
Интересный город назывался — Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», а филармонический концерт — «На волнах Сены и Дуная». Внимание мое направила не любознательность путешественника, а понимание настоящего бренда. Ведь за более чем сорок лет существования «Киевскую камерату» в разные периоды возглавляли Евгений Станкович, Мирослав Скорик, Иван Карабиць, а теперь настоящего ценителя этот музыкальный коллектив радует ухо под руководством украинского дирижера, пианиста, народного артиста Украины (2004), Валерия Матюхина.
Цикл концертов «Киевская камерата приглашает» длится не первое десятилетие, потому что оркестр удивляет фантастической продуктивностью по производству музыкальной красоты: 50—60 концертов в год. При этом демонстрируется поражающая универсальность репертуара. Есть программы серьезной музыки, есть концерты, состоящие из легкой музыки, утонченные оркестровые обработки украинских авторов — классиков и современников.
В этот раз «Киевская камерата» плавно вписалась в рамки фестиваля оркестровой музыки «Летние музыкальные лучи», предложенного слушателям Национальной филармонии Украины. Вместе с тем, Валерий Александрович Матюхин остался верным себе, представив изысканную программу из элегантных произведений композиторов разных стран, но в измерениях разных эпох.
Из программки вытекало, что за два часа нам покажут ретроспективу приблизительно в два века, а, может, и три, если считать современность. Первой в волны Сены смело ступила юная скрипачка, десятилетняя киевлянка Сандра Василькова, исполнив фантазию «Кармен» чешского композитора Франтишека Дрдля. В красном концертном платье, с цветком в волосах она подняла незабываемую радугу.
Не знаю, как в действительности слышал арфу французский классик первой половины XIX века Франсуа Буальдье, и, исполняя его Концерт для арфы и оркестра, солистка Ярослава Некляева наглядно доказала, что монохроматический инструмент может звучать не хуже... клавесина. Если бы вы закрыли глаза, не уверен, отличили бы вы такую арфу от, скажем, лютни. Высокий исполнительский класс в снаряжении «Киевской камераты»!
Потом по два романса для оркестра и голоса Жюля Массне и Франсина Пуленко исполнила сопрано Инна Галатенко и в финал первого отделения вынесло настоящий шторм. Выдержав паузу, в неудобном концертном платье, появилась рыжеволосая Богдана Пивненко. Взмах дирижерской палочки Валерия Матюхина, и интродукция и Рондо-капричиозо для скрипки и оркестра Камиля Сен-Санса представило не манерный звук а ля «кисейная барышня», а эмоциональный разгул фурии — от сдержанного приличия до безоглядного повеления аудиторией. Весь антракт мне хотелось пойти за кулисы и разглядеть: у Богданы Пивненко пять или шесть пальцев?
Аккурат после третьего звонка волны Дуная поднялись до потолка Национальной филармонии Украины. Правда, французские композиторы остались по другую сторону, потому что слушатели ступили на берег немцев и австровенгров. Безукоризненно в исполнении «Киевской камераты» прозвучала увертюра, а за ней чардаш из оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. Поверите, я второй раз слышал, как оркестр играет, как дышит, а дышит — как играет: первым помню, в Национальной опере Украины лет, лет с 15 назад слушал выступление «Оркестра наций».
Эмоциональный градус вокально повысила солистка Татьяна Журавель, которая, срежиссированно кокетничая, исполнила арию «Spiel ich die Unschuld vom Lande» («Когда я играю в целомудрие на краю села») Адели из третьего акта оперетты «Летучая мышь». Немецкий язык на литературном уровне я не знаю, поэтому сначала не понял, зачем в филармонии эта игривая пантомима на тему обольщения? Чтобы избежать непонимания публики, в таких случаях предлагаю в следующий раз — или в программку украинский перевод вложить, чтобы электронной строкой синхрон над кулисами пускать.
Потом второй раз за вечер бурлила «украинский Паганини в платье». В изложении солистки Национального ансамбля «Киевская камерата» фонтанировала «Венгерская фантазия» для скрипки с оркестром Франца Легара. Построенное на народных мелодиях произведение мерцало, загоралось, рассыпалось на блестки и играло нюансами цыганской транскрипции. Далее тот эмоциональный пожар пришлось гасить до финала сдержанным и действующим «Императорским вальсом» для оркестра Иоганна Штрауса. С последним аккордом «Киевской камераты» партер поднялся и длительное время аплодировал: Валерию Александровичу Матюхину, основателю оркестра (1977) на условиях антрепризы, французским, немецким и австровенгерским композиторам, ярким солистам Национальной филармонии Украины, которая предложила фестиваль оркестровой музыки «Летние музыкальные лучи» и незабываемыми воспоминаниями зажгла тот вечер.
Когда публика покинула зал, резво обсуждая: какими милыми оказались волны Сены или Дуная, за кулисами, в узком коридорчике, также обмениваясь впечатлениями, стояли три поколения современных украинских музыкантов: Валерий Александрович Матюхин, Богдана Пивненко и Сандра Василькова. А в стороне — я, который точно знал, что лучшими являются волны Днепра.