Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Впереди шесть премьер

Всеукраинский конкурс Taking the Stage назвал победителей
12 октября, 2016 - 09:54
АКТЕРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕТТЫ АСЯ СЕРЕДА-ГОЛДУН И ДМИТРИЙ ВИВЧАРЮК (ПОСТАНОВКА ТАМАРЫ ТРУНОВОЙ) ПРЕДСТАВИЛИ НА КОНКУРСЕ ПЬЕСУ «ПОД НЕБОМ СИНИМ» ДЭВИДА ЕЛДРИДЖА / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПИЛЮГИНА

На днях завершился всеукраинский конкурс от Британского Совета в Украине Taking the Stage на постановку молодыми режиссерами современной британской драмы. В сравнении с прошлым годом, когда режиссеры соревновались за право поставить свежепереведенную пьесу на сцене Национального театра им. И. Франко, в этот раз конкурентная борьба развернулась и между театрами. Ведь по условиям, молодые режиссеры совместно с театрами подавали заявки на постановку одной из пяти пьес: «Черный дрозд» Дэвида Гарровера, «Легкие» Данкана Макмиллана, «Когда боги упадут, безопасно не будет» Сельмы Димитриевич, «Шахтеры-художники» Ли Холла и «Под небом синим» Дэвида Элдриджа. В целом, на конкурс поступило 42 заявки от 40 режиссеров и 30 театров (условия не запрещали присылать сразу несколько). Организационно-логистическими и консультационными вопросами второй год подряд занималась общественная организация «Театральная Платформа».

Конкурс проходил в два этапа. На первом — украинско-британское жюри отобрало десятку финалистов. На втором этапе, который проходил на территории Центра Довженко в течение двух дней, режиссеры из разных городов Украины презентовали сценические эскизы будущих спектаклей.

И вот, наконец, имеем имена победителей. Ими стали — Евгений Мерзляков и Луганский областной театр, Елена Авдеева и Харьковский театр «Арабески», Кира Малинина и Харьковская «Лаборатория театра», Тамара Трунова и Национальная оперетта Украины. Кроме этой четверки, которая получит финансовую поддержку от Британского Совета на постановку спектаклей и которую ожидает общение с менторами из британских театров-партнеров, а также ознакомительные визиты в эти театры, было решено поддержать еще двух конкурсантов. Виктория Филончук и Черниговский областной театр им. Т. Шевченко, а также Дмитрий Захоженко и Киевский новый драматический театр на Печерске тоже получат частичную поддержку своих будущих премьер. По условиям конкурса, все спектакли должны появиться до 15 марта 2017 года.

КОММЕНТАРИИ

Елена АВДЕЕВА (Харьковский театр «Арабески»):

— Театр «Арабески» знаю давно, но как зритель. Принимать участие в конкурсе мне предложила художественный руководитель Светлана Олешко, вместе выбрали пьесу «Шахтеры-художники» Ли Холла, обсудили идеи — все совпало. Пьесу о реальных событиях середины 1930-х в Британии, когда группа шахтеров наняла профессора, чтобы лучше разобраться в мире искусства, а затем превратилась в художественное объединение, мы соединим со сценическим видео-артом. На разные эпизоды я предложила разные типы видеосценографии. В качестве основы для некоторых визуальных образов мы выбрали картины прекрасного украинского художника Романа Минина, у которого есть серии работ о жизни шахтеров. Также мы воспользуемся возможностью создавать рисунки непосредственно во время спектакля, это привнесет динамику общей атмосфере действа.

Кира МАЛИНИНА (Харьковская «Лаборатория театра»):

— Прочитав несколько пьес, я остановилась именно на «Когда боги упадут, безопасно не будет» Сельмы Димитриевич. Сложные отношения матери и дочери... Здесь я расслышала те интонации, в которых иногда разговаривала со мной моя бабушка. И мне показалось, что это такой подходящий случай понять, почему она так делала. А вместе с ней понять целое поколение пожилых людей. Возможно, перестать их осуждать за то, какие они, как жили и как живут. «Лаборатория театра» — это негосударственное объединение, которым руковожу я и хореограф Юлия Даниленко. Сейчас каждая из нас делает отдельные проекты. Я активно занимаюсь плейбек-театром, театром подростковым и детским. В этих разных форматах мне интересен всегда диалог — открытый, простой, честный, освобождающий. А этот проект с постановкой британской драмы позволит нам развернуться в другую сторону — к родителям.

Евгений МЕРЗЛЯКОВ (Луганский областной театр):

— В настоящий момент наш театр находится в состоянии трансформации. Это обусловлено многими факторами: новое место расположения, почти стопроцентное переформатирование состава, как творческого, так и административного. В конце концов, во главе театра молодой энергичный руководитель. Абсолютно ожидаемо, что в такой ситуации и репертуар театра находится в состоянии поиска новых тем. А в «Легких» Данкана Макмиллана супруги пытаются построить свое будущее, решить, родить ли ребенка, как жить дальше в современном, таком противоречивом мире... И это актуально для нас всех. Ведь формируется и генерация нового зрителя, который нуждается в этих новых темах и формах.

Тамара ТРУНОВА (Национальная оперетта Украины):

— Из всех текстов мне больше всего пришелся по душе «Под небом синим Дэвида Элдриджа». Но по причине загруженности решила на конкурс не идти, как вдруг позвонили из театра оперетты. Разговор был настолько корректным и внимательным относительно моей концепции, что выбора у меня просто не осталось. Актеры театра Ася Середа-Голдун и Дмитрий Вивчарюк, композитор Богдан Решетилов профессионализмом и готовностью быть командой окончательно разрушили мои стереотипные страхи. Каким родится спектакль, я еще не знаю. Будем формировать смелую команду, искать возможности для симбиоза разных жанров, конечно, не теряя чувство меры. Вообще я очень вдохновилась этим проектом и доверием театра. Понимаю: то, что делает Британский Совет в Украине вместе с «Театральной платформой», — это инъекция жизни. У меня появляется надежда на то, что мы, наконец, сможем выйти за пределы врожденных и приобретенных комплексов украинской театральной неполноценности.

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ