Ныне полным ходом идут репетиции «Врага народа (Доктор Стокманн)». Главный герой обнаруживает в лечебной воде, курортного городка на юге Норвегии, загрязнение... В обустройство водолечебницы были вложены большие деньги. Однако через некоторое время после начала ее работы Томас Стокманн (эту роль сыграет Александр Кобзарь) обнаруживает, что в лечебные воды попадают отходы из канализации, в результате чего туристы, приехавшие на лечение, заболевают тяжелыми болезнями... Он считает это открытие своим главным достижением, и разрабатывает проект дорогостоящей реконструкции канализации. Но городские власти не в восторге от этой идеи и с помощью манипулирования общественным сознанием склоняют «сплоченное большинство» городских обывателей на свою сторону...
Наша беседа с режиссером состоялась в перерыве репетиций спектакля. Премьера состоится 2 и 7 апреля.
— Йонас, чем вас привлекла пьеса Ибсена и почему именно в Киеве вы решили ее поставить?
ЙОНАС ВАЙТКУС
— В этом произведении есть вещи, на которые необходимо особенно обратить внимание. Я имею в виду, что любая идея, доведенная до крайности, очень опасна! И опасно не только для самого человека, который это приводит, но и для окружающих. Я имею в виду, что даже самый искренний человек, полный добрых желаний, если идет ва-банк, то в этом есть опасность. Я это ощущаю и у себя в Литве, и у вас в Украине это тоже есть... Участие некомпетентных людей в политике... Убежден, что должен быть опыт и понимание законов политики. Нельзя прийти «чистым ребенком « и думать, что твоя идея сможет преодолеть все преграды — это инфантильно. Необходимо набраться мудрости.
У Стокманна есть профессиональность, он заботится об униженных и оскорбленных, отторгнутых от власти или участия в делах города, страны. Если бы он обладал мудростью, которая остановила бы его, он не попал бы в сети людей, уже изощренных в политиканстве, умеющих манипулировать людьми. Они и Стокманном изощренно манипулируют. Доктор Стокманн — хороший человек, прекрасный семьянин, но все эти качества его не спасают. Он все-таки теряет и равновесие, и понимание того, что происходит. Он даже теряет те симпатии, которые завоевал у окружающих своей профессиональной деятельностью. Он теряет влияние на людей, которые его окружают, он теряет опору. В этом и есть сама опасность. Эту ошибку делают многие люди, которые одержимы какой-то идеей.
— Ваш доктор Стокманн — он же «враг народа»?
— Не то чтобы «враг народа», скорее враг глупой примитивной толпы. В нашем спектакле он со своим умом, своей ответственностью, своей мудростью. А в коллективе, в общих делах... мудрости не сыщешь.
— То есть, вы вашего Стокманна не поддерживаете в этой ситуации?
— Я его поддерживаю как человека и не поддерживаю людей, которые использовали его искренность и его профессионализм... Его окружение — это гончие, охотники, которые ловят жертву. Они загоняют ее и рассчитывают на этом сыграть и сорвать свой банк, свою выгоду.
— Каждый из них преследовал свои меркантильные цели, и, в конечном итоге, они его бросают...
— Да, поэтому его и бросают. И я думаю: если ты идешь в политику, решаешься на какой-то протест, вступаешь в единоборство — читай Шекспира, Стриндберга, читай историю прошлого, современную историю. И если ты чуть-чуть просвещен в этом деле, изучаешь то, что происходит в обществе, во всех этих движениях, в революциях, то начинаешь осознавать и последствия. Идя в политику, нельзя быть таким неграмотным, неосведомленным, и потом бросаться в этот огонь. Ты же там и исчезнешь.
— То есть, ваш спектакль обращен к потенциальным «стокманнам» — если выразиться несколько приземленно, — с неким призывом быть осмотрительными... В вашем спектакле Стокманн — жертва окружения или жертва собственной идеи?
— И окружения, и собственной идеи. Но не жертва... Для меня важно то, как он вытащит из этого кризиса себя и свою семью, как они будут жить дальше. Об этом можно написать еще одну пьесу.
— То есть, вы это оставляете на суд зрителя. Как зритель решит, так и будет?
— Да, я думаю так, потому что в какой-то момент Стокманн, кажется, начинает осознавать, что и как происходит. И главное, осознавать, что трансформация человеческого сознания — это долгий процесс.
— По-вашему, любая власть так или иначе направлена против человека?
— Разве с каждым разом мы получаем все лучшую и лучшую власть? Ну, одни больше крадут, другие меньше, третьи по-другому находят какие-то ходы. Но ничего не меняется.
— Но без власти тоже нельзя.
— Ну, это как сказать...
— Какой же выход?
— Очень простой и одновременно длинный. Все нужно приближать к правде, справедливости и законности! Можешь это заработать, бери сколько хочешь, но честно, не воруя, не обманывая, не лицемеря. Другого выхода нет.
— Похоже, что вы — неисправимый мечтатель...
— Я лучше помечтаю, нежели отдамся...
— Йонас, решение этого спектакля, ваше и сценографа Игоря Несмиянова, очень светлое, воздушное, яркое, облачное...
— Да, так и есть, потому что Стокманн остается все же ребенком: это своеобразный князь Мышкин Достоевского, который не может запачкаться, потому что его природные гены не принимают лжи...
Знаете, на многих спектаклях Театра им. Леси Украинки стоит потрясающая тишина. Я жду, чтобы она была и у нас на «Враге народа (Доктор Стокманн)». Я хочу быть услышанным! Чтобы зритель вслушивался в то, о чем мы будем говорить со сцены...