Несколько дней назад Львовская облгосадминистрация подвела итоги конкурсов по выделению и награждению лучших народных домов и художественных школ Львовщины. Подавалась на конкурс и хоровая капелла «Дударик», которая возглавила «Топ 10 художественных школ».
Этот мегапопулярный коллектив основал в 1971 году при содействии Украинского музыкального общества во Львове хоровой дирижер Николай Лукич Кацал. Количество произведений, которые перепел «Дударик», невозможно сосчитать. На гастрольной карте коллектива, наверное, — полмира! В творчестве капеллы — и пластинки, кассеты и диски, а еще — запись нескольких десятков замечательных концертных программ на радио и телевидении.
О смысле участия знаменитой капеллы в конкурсе ЛОГА, а также — о жизни в карантине, а еще — о здоровье «дудариков» — далее в разговоре с руководителем хора Дмитрием КАЦАЛОМ.
— Мы подавались на этот конкурс второй раз, — рассказывает Дмитрий Николаевич. — Конечно, рады, что в списке победителей. Относительно награды... Да, она небольшая. Но мы, даже при нашем статусе, не имеем 100% обеспеченности самыми элементарными вещами. Соответственно, наименьшая поддержка со стороны власти — очень полезна. Выросла у нас сейчас численность детей. А элементарно обеспечить их учебными площадями, отремонтированными — это проблема, потому что ремонт был у нас — 30 лет назад... Конечно, 60 тысяч не помогут. Но, тем не менее, то ли освещение, то ли потолок — что-то сделаем даже за такие малые деньги.
— В прошлом году вы организовывали к 48-летию «Дударика» ряд мощных мероприятий, которые проходили в Доминиканском соборе, на площади Рынок, возле памятника Тарасу Шевченко. А в этом году чем порадуете?
— Будем открывать 50-й сезон. НаПокров сделаем концерт, который посвятим украинской армии. Презентовать это выступление будем в Опере, но с трансляцией на Интернет и телевидение. На территории храма Святого Лазаря состоится премьера нашей детской Литургии, где дети будут исполнять все роли, кроме роли священника. Даже хочу, чтобы дирижировали сами дети. Цель — пригласить побольше публики, чтобы они убедились, что даже литургическое, духовное дело может быть креативным и в детском исполнении светлым. 17 октября примем участие в проектах «Ковчег-Украина», который организует известный дирижер Оксана Лынив.
— В прошлом году мы говорили о 10 000 произведений в вашем репертуаре...
— Сейчас в нашей библиотеке, выставленной в Интернете, — более 15000 произведений! Этот ресурс даже популярнее, чем наша ФБ-страница. Люди заходят, пользуются, потому что он бесплатный — можно себе стянуть нотки хорошего качества. Мы наблюдаем за динамикой. Ежегодно в репертуаре капеллы появляется по меньшей мере восемь концертных программ по двадцать произведений — это 160 произведений! А кроме того, есть полтора десятка концертных программ, которые могут быть восстановлены за две — три репетиции.
— Сейчас все исполнители жалуются на отсутствие выступлений из-за карантина. Насколько вы ограничены в концертировании?
— Музыканты жалуются, скорее, на то, что не могут давать концерты и получать за это прибыль. Действительно есть на что жаловаться, потому что в условиях нашей давно уже «оранжевой» зоны невозможно собрать зал. Поскольку в зале на 1000 мест билеты от 200 зрителей не дадут никакой выгоды! А у нас нет этих ограничений. У нас еженедельно совершается Литургия в храме Святого Лазаря. Она имела Интернет-трансляцию, и очень мало было реальных, физических посетителей... Помимо того, квартет или октет постоянно был задействован в течение целого карантина. Так, ко Дню матери «Дударик» подготовил две фантастические пьесы — это Скрябина «Мам» и на слова Шевченко «Нічого кращого немає, як тая мати молодая» на музыку группы «Пентатоникс». Мои мальчики (в одном случае — весь состав, во втором — октет, «Дударик — бойз») самостоятельно сделали шедевр! Они сами себе аранжировали на свой художественный рост, сами выбрали текст, придумали оформление, выбрали костюмы, записали видео... То есть сделали не только для мам, а для всех нас огромное удовольствие. А 24 августа мы пели у памятника Шевченко Акафист Пресвятой Богородице. Несколько лет назад Владыка Макарий, который участвовал в этом Акафисте, сказал: «Как только перестанут петь акафист, не будет нам с вами независимости». Правда, в этом году пели только мужским составом. Детей бережем. Собралась достаточно мощная община, хотя было достаточно места для того, чтобы сохранять дистанцию. А сейчас имеем в самоизучении три концертные программы — останется потом свести это все, трех-четырех репетиций будет достаточно. Хотя когда нет прямого контакта со слушателем, нет подпитки прямой энергией... Но есть время для того, чтобы поподтягивать «хвосты»...
— Расскажите об участии в фестивале «Пробуждение с классикой» в Парке Богдана Хмельницкого — на поляне и на ковриках, где вы выступили в проекте «Глаза в глаза».
— Автор книги воспоминаний семей погибших участников АТО Ирина Вовк, которая брала интервью у меня о Василии Слепаке (в последнем томе издания, которое должно сейчас выходить, будет история о Слепаке), работает в Парке культуры, и это она предложила нам принять участие в фестивале. А мы — с дорогой душой! Что касается программы «Глаза в глаза», то это — стрелецкая музыка, представленная в современных ритмах и аранжировках. Мы дополнили эту программу более старыми казацкими произведениями и новыми повстанческими произведениями. Все — в новейших обработках с целью заинтересовать молодежь. То есть молодежь реагирует на ритм, а потом до нее доходит смысл. Программа называлась «Песни ХХ века».
— Что касается планов, связанных с выездом за границу... Наверняка отменили все из-за пандемии коронавируса?
— Есть планы, пока в подвешенном состоянии, на три концерта в Германии. Переносятся они с мая. Германия задекларировала, что откроется в конце октября. А как Германия задаст тон, так его подхватит вся Европа.
— Сейчас медики говорят о том, что довольно часто COVID-19 болеют дети. А как в вашем коллективе — есть больные?
— У нас нет, слава Богу, ни одного случая с COVID-19. А мое личное мнение таково. Поскольку нет ни вакцин, ни гарантированного лечения, как, например, от СПИДа, когда можно обезопасить жизнь, то коллективный иммунитет приобретется только по факту, когда переболеет 80% населения. Грустно мне это осознавать, но, к сожалению, так. То есть каждый должен переболеть...